Примадонна михоэлсовской школы
Этель Ковенская, актриса, ученица Соломона Михоэлса, примадонна Еврейского театра в Москве, в 60-х годах — ведущая актриса Театра имени Моссовета. Лауреат нескольких театральных премий, в том числе премии и звания "Самая молодая актриса, сыгравшая наибольшее количество шекспировских ролей". Снималась в фильмах, телесериалах, выступала с сольными концертами, записала несколько дисков и кассет с песнями на русском, идише и иврите.
Жизнь Этель Ковенской похожа на калейдоскоп,
в котором по велению судьбы сложились узоры из событий всех цветов — от
трагического черного до радостного оранжевого, от спокойного голубого до
радуги оттенков: встречи, расставания, гибель любимого учителя, успех,
слава и многое, многое другое. Только одного цвета я не заметила в этом
калейдоскопе — блекло-серого, цвета скуки...
— Моя самостоятельная жизнь началась очень
рано: я оставила родной дом в маленьком западно-белорусском городке, когда
мне было пятнадцать лет, и поехала в Москву "становиться актрисой".
— И как же вас родители отпустили?
— Понимаете, это почти мистическая история,
связанная с самым дорогим для меня человеком — моей мамой. Мама практически
вытолкнула меня в Москву, спасая от войны, от оккупации, от голода...
— И вы приехали в Москву... Какой вы были
тогда? Робкой девочкой с косичками?
— У меня были веснушки на носу, длинные тяжелые
косы и пугливость дикой птицы. Когда я пришла на просмотр в студию Михоэлса,
я просто умирала от страха! Мне сказали, что я должна буду показать этюд.
А я ответила, что рисовать не умею. Я даже понятия не имела, что такое
театральный этюд. Выручил меня рассказ еврейского классика Йегуды-Лейба
Переца "Набожная кошка", я удачно его прочитала и понравилась приемной
комиссии. Знаете, у Михоэлса было редкое чутье на талант, а ко мне он относился
очень трепетно и бережно. За все годы моей учебы в студии и работы в Еврейском
театре он ни разу не обидел меня, не накричал. Он понял эту мою "птичью
пугливость" и, абсолютно доверяя мне, заставил доверять ему. Для меня он
был богом на земле.
— Вы рассказываете об этом с грустью, как
будто сожалея о чем-то...
— Вы правы. Я сожалею о том, что встретилась
с этим гениальным человеком слишком рано. Я была так молода, так наивна!
Меня все в нем отвлекало: его удивляющая внешность, его непохожесть ни
на кого, его человеческая неординарность. Я не понимала, почему он такой
необычный и такой прекрасный. Я была очень непосредственной, невыдержанной
— он начинал мне объяснять суть роли, а я махала рукой: я знаю, я знаю!
Он мне очень доверял, и первая моя большая роль доказала, что мастер не
ошибся. Рейзл в "Блуждающих звездах" по Шолом-Алейхему, еврейская Джульетта
с трагической судьбой, пылкая, нежная, любящая... Как я могла ее сыграть?
Сама не знаю. Я ведь даже влюблена еще не была ни разу. а играла такое
подлинное, сильное чувство. Это Михоэлс угадал, разглядел во мне то, чего
я сама про себя не знала, сказав как-то, что у меня "больше интуиции, чем
таланта". Рейзл — это была я, и внешне, и внутренне: провинциальная девочка,
порывистая, влюбленная, не понимающая толком, что с ней происходит и взрослеющая
на глазах.
— А что было потом?
— А потом Соломона Михоэлса убили. И Еврейский
театр убили. И мы жили, как заклейменные. Но жизнь была милостива ко мне:
через год после гибели Михоэлса и через два дня после закрытия нашего театра
я получила приглашение от Юрия Завадского, большого друга Михоэлса. и пошла
работать в Театр имени Моссовета. Завадского я боялась. И совершенно не
было уверена в своем русском языке. Откуда было взяться правильному русскому
языку у девочки из Западной Белоруссии, игравшей в еврейском театре на
идише? Но я была принята и вскоре уже играла Дездемону во втором составе,
а моим партнером по спектаклю стал великий Мордвинов... Дездемона в "Отелло",
Корделия и Регана в "Короле Лире", миссис Пэйдж... К тридцати годам я удостоилась
премии как "самая молодая актриса, сыгравшая наибольшее количество шекспировских
ролей". А вскоре я вышла замуж за известного композитора Льва Когана.
— Наверное, это замужество стало логическим
завершением длительного, проверенного годами чувства...
— Ах, нет. Это была любовь с первого взгляда
и на всю оставшуюся жизнь. А познакомились мы на удивление случайно. Мой
друг, писатель Миша Лев, как-то спросил, почему я, так любящая и умеющая
петь, не делаю сольную концертную программу. "Ну кто мне поможет ее сделать?
Надо же просить кого-нибудь из композиторов", — ответила я. "Так позвони
и попроси. Хоть Шаинского, хоть Когана", — сказал Миша. Когану я решила
не звонить, предположив, что он, такой известный и популярный, наверняка
стар и капризен. Позвонила Шаинскому, но дома его не застала. И тогда совершенно
бездумно набрала номер Когана. "Простите меня, — сказала я, — вы меня не
знаете. Моя фамилия Ковенская". "Нет, я вас знаю", — ответил очень приятный
мужской голос. Я рассказала о возникшем у меня желании сделать концертную
программу. Возникла пауза. Я уже было решила, что сейчас услышу отказ.
Но... "Я с удовольствием все для вас сделаю", — раздалось в телефонной
трубке. Я была приятно удивлена. Мы договорились о встрече. И он пришел,
минута в минуту... С букетиком фиалок Лев Коган вошел в мой дом и в мою
жизнь. И уже навсегда. Я влюбилась в него с первого взгляда.
— А он?
— Говорит, что тоже. Сегодня у нас две дочери,
четыре внука, правнук и правнучка.
— Кто-то из правнуков хочет стать актером
или актрисой?
— Слава Б-гу, нет. А если и захочет, я не
допущу.
— Почему?
— Я желаю им упорядоченной, устроенной жизни.
Актерский труд — нелегкая доля. А в Израиле — тем более...
— Кстати, об Израиле. Вы приехали в начале
семидесятых. Наверное, у вас и проблем-то не было: известный композитор,
известная актриса престижного театра, состоятельная, благополучная семья...
Этель улыбается с нескрываемой иронией и отвечает
мне очень доброжелательно:
— Да, из центра Москвы прямиком в Пардес-Хану...
Мне казалось, что это край света. Все чужое. Никто нас не знает. Я была
близка к отчаянию. Живя в Пардес-Хане, тремя автобусами мы ездили на какие-то
выступления, чтобы заработать денег. Год. И за этот год я выучила иврит.
Должна была выучить, потому что известный израильский актер Шимон Финкель,
старый друг моей мамы, приехал ко мне в Пардес-Хану вместе с директором
театра "Габима" и сказал: "Выучишь иврит — тут же поступаешь в "Габиму"!"
Это была единственная возможность зарабатывать на жизнь тем, что я умею.
И я стала учить язык, но не простой, бытовой, а литературный, на котором
я должна была играть роли. У меня была учительница Лили Гольденберг, мать
Дуду Топаза. Мы стали подругами. Ровно через год я была принята в "Габиму"
и проработала там пятнадцать лет. Играла в спектаклях "Добрый человек из
Сезуана", "Заложники", "Дерево гуявы", "Простая история" и многих других.
Но добрым словом театр "Габима" я не вспоминаю. И когда-нибудь я скажу
это во всеуслышание. Потому что после каждой хорошей рецензии меня увольняли.
— Увольняли? Но почему?!
— Это была такая страшная, жестокая игра.
Боялись, что я потребую "квиюта". "Оля хадаша", выучившая иврит, игравшая
хорошие роли, конечно, я могла попросить о постоянной работе. Но не просила.
Продолжала играть, и, как правило, через пару недель меня восстанавливали.
Это было так унизительно! Я им никогда этого не прощу. Говорят, у каждого
театра есть сердце и душа. У театра "Габима" нет ни души, ни сердца. Хотя
у меня и были прекрасные отношения с людьми в театре, когда я уходила,
никто меня не остановил.
После пятнадцати лет работы, за пять лет до
пенсионного возраста, я ушла в идишский театр, которым руководил Шмуэль
Ацмон. тоже бывший "габимовец". Я работала в идишском театре одиннадцать
лет и не жалела, что ушла из "Габимы". Я пожалела лишь однажды, что не
решилась вернуться, когда меня пригласил работать знаменитый драматург
и режиссер Ханох Левин. Горько, что не случилось у меня в Израиле встречи
с настоящим режиссером, "моим". Актеры, говорят, что встреча со "своим"
режиссером и есть актерское счастье. Может быть, дело в том, что я приехала
в очень неудачное время, когда еще не было такого количества информации,
не было "Гешера", а люди, которые меня знали в той жизни, боялись признаться,
что я там, в Москве, была... ну, звезда не звезда, а, скажем, хорошая актриса.
В театре, где работали Марецкая, Раневская, Орлова, Плятт, Мордвинов, Серова,
найти свое место — это, мягко говоря, было нелегко. А я его нашла, и работала
в этой "плеяде звезд", и была уважаема, я бы даже сказала, любима. Я проработала
там 23 года, пять месяцев и три дня. Видите, как я точно подсчитала, значит,
мне это дорого.
— Вы тоскуете по театру, вам его не хватает?
— Да, тоскую. Я даю сейчас концерты, но мало.
Меня жизнь баловала, поэтому я не научилась быть администратором своей
судьбы, не научилась "продавать" себя. Я ведь приехала в сорок четыре года.
Для актрисы это возраст вдвойне. Да, я играла хорошие роли, я снималась
в кино, в сериалах, в рекламе, я побывала с концертами в Австралии, Бельгии,
Франции, Канаде, Америке... Я многое успела.
— Как вы относитесь к своему возрасту?
— Надо в каждом возрасте ощущать себя в верной
тональности. Зрелость подразумевает достоинство.
— Скажите, а вам не хочется покоя, беззаботности?
Ведь у вас есть возможность уехать и пожить в "спокойной" стране, где можно
быть уверенным в завтрашнем дне?
— Разумеется, есть. Вот хотя бы в Канаду,
к дочери. Но никогда не хотелось. Во-первых, моя вторая дочь живет в Ариэле.
А во-вторых, это, наверное, нелегко объяснить, но любовь к Израилю уже
у меня в крови. Я просто люблю свой дом здесь, в тель-авивском районе Яффо-"далет".
Уехать, конечно, можно, но с тем, чтобы обязательно вернуться. Я столько
пережила с этой страной, что привязанность к ней гораздо глубже, чем я
могу сейчас объяснить.