НАШИ В ГОРОДЕ, или
СИНАГОГА – ЭТО НЕ ФИЛАРМОНИЯ

     У каждого города, где живут или когда-нибудь жили евреи, есть свое “еврейское лицо”. Оно проявляется не только в присутствии евреев, в их местных традициях, речах, но также и в разговорах о них среди прочего населения. О “еврейских лицах” таких городов как Иерусалим, Нью-Йорк, Одесса, всем все известно. Про остальные трудно что-либо сказать, пока в них не побываешь. Мы объединили рассказы о разных городах и разных событиях, связанные общей – еврейской – темой. Истории записаны со слов очевидцев.

САМАРА
     Если вы вдруг когда-нибудь захотите посетить самарскую синагогу, возьмите с собой подробную карту или проводника, который не раз там бывал.
     Одним прекрасным утром четыре петербургских еврея вышли на поиски синагоги в славном городе Самаре. Зная район, где она находится и имея, в общем-то, неограниченное количество времени, евреи ни капельки не сомневались в успехе задуманного предприятия. Через пару часов хождения по району дислокации искомого объекта, они стали обращаться к прохожим с вопросом: “Как пройти до синагоги?” Реакция людей была разная, но все они несколько раз переспрашивали, о чем идет речь. Несколько человек после мучительных раздумий ответили: “Не знаю”. Большинство же поинтересовалось: “Что такое синагога?” После объяснения “синагога – это еврейский храм”, прохожие все-таки показывали дорогу и единодушно выводили евреев к православному собору.
     Оказавшись у собора в третий раз и переговорив с добрым десятком прохожих, самый старший и самый умный еврей в компании решил сменить тактику. Всем опрашиваемым он объяснял, что синагога – это еврейский дом собраний. Дорога, которую ему показали, привела компанию к бывшему зданию Городской Думы.
     На следующий день, заручившись поддержкой аборигена с картой и богатым жизненным опытом, евреи повторили свою попытку в сфере ориентирования на местности. Абориген долго пытался найти какой-то памятник Ленину, который, согласно городской легенде, рукой указывал на синагогу. Однако выяснилось, что памятник давно сняли. Впрочем, несмотря на это, поиски наконец завершились успешно: синагога была обнаружена во дворе военной комендатуры!

РЕЗЕКНЕ
     Небольшой город в Латвии. Идет экскурсия для русскоязычной группы. Ведет ее пожилой человек, “коренной латгалец”, довольно хорошо владеющий русским языком. Сначала гид рассказывает немного о себе, предупреждает, что русский учил давно и может допустить какие-то ошибки. Затем приступает к рассказу о городе. Одна из первых фраз экскурсии звучала так: “Население нашего города состоит на 36% из русских, 30% составляют белорусы, 27% коренные латыши или латгальцы, 5% поляки, а так же где-то в городе есть 62 еврея”. Одна девушка из группы переспрашивает: “Вы, наверное, ошиблись. Надо говорить не “где-то в городе есть”, а “в городе есть где-то” или “около”. Старичок возмущенно: “Нет. По статистике их ровно 62, только где они есть – не знаю. За всю жизнь ни одного не видел”.

АМСТЕРДАМ
     В этом городе очень много туристов. Чтобы в разгар сезона попасть в музей, надо обычно отстоять длинную очередь. Самая длинная очередь не в голландский музей Тюссо (филиал того самого лондонского), не в музей Ван Гога, не в Королевский музей, а в музей Анны Франк. Очередь такая, что вспоминается московский макдональдс в первый год своего появления. И эта очередь бурлит, общается на всех языках мира. Из музея выходит мужчина с мальчиком лет пяти-шести. Ребенок с серьёзным видом обращается к отцу, после чего вся голландскоязычная часть очереди начинает смеяться. По словам пожилого голландца, который не поленился перевести для соседей по очереди речь малыша на английский, ребенок сказал: “Папа, а когда евреев будут в следующий раз обижать? Хорошо бы, когда я уже научусь писать. Тогда я буду писать дневник и тоже прославлюсь”.

АЛЬП Д’УЭЗ
     Маленький туристический городок во французских Альпах. Август, жара, и по всему городу ходят правоверные евреи в черных одеждах. На катке (французское развлечение – каток летом) резвятся девушки в длинных юбках, в футбол играют мальчишки в кипах. В ресторанных меню есть блюда с отметками “кошер”. Что такое? На четвертый день любования высокогорными хасидами в центре Европы выяснились причины этого странного “природного явления”. Местные жители поведали, что отдых в этом городе, одном из самых престижных французских курортов, абсолютно не пользуется спросом в августе. В это время снега уже нет, солнце излишне активно и т. д., и т. п., в общем, цены резко падают. И у еврейской общины Парижа несколько лет назад появилась такая традиция – в августе выезжать всей общиной на природу в этот городок.

БРЮССЕЛЬ
     Фраза из монолога гида: “Посмотрите направо. (Показывает на красивое здание, заглядывает в бумажку.) Это городская синагога. Построена в восемнадцатом веке. Сейчас мы повернем и через несколько минут будем у городского парка. (Автобус останавливается в пробке, гид нервно ищет, о чем бы еще рассказать.) Посмотрите налево. Это известный во всем городе книжный магазин, самый дорогой и самый популярный. В нем можно найти любую книгу. (Пауза. Гид замечает хасида, проходящего мимо магазина.) Может быть, именно поэтому здесь всегда много евреев”. Без комментариев.

ОДЕССА
     Первое апреля. По всему городу гремит фестиваль “Юморина”. У открытой двери дома стоят две женщины еврейской внешности. Одна из них, с магендовидом, размерам которого позавидовала бы любая эмблема мерседеса на капоте машины, говорит второй: “Роза, знаете, чем я не люблю первое апреля? Мне немножечко шумно”. Фраза достойна записи любого юмориста.

P. S.
     Про Петербург пока сказать нечего. Или точнее, можно сказать слишком много. В этом городе живем мы, и пусть другие судят, как это выглядит со стороны.
Саша Квинт
Сайт создан в системе uCoz