С давних пор каждая встреча с произведениями Марка
Шагала – это не только эстетическая радость, но и нелегкая интеллектуальная
нагрузка, новое постижение его бесконечно сложного мира. По капле... шаг
за шагом...
С такими чувствами я шел в Нью-Йоркский еврейский
музей на выставку ранних работ Марка Шагала из частных коллекций и галерей
России. Шел, как на встречу с добрым другом, зная, что вновь увижу картины
известные, знакомые. Так, вероятно, думали многие посетители.
Но всех нас ждали сюрпризы. Выставку открывают
картины первого учителя Шагала - замечательного еврейского художника Иегуды
Пэна. Вместе они выставляются впервые. Как был бы счастлив Марк Шагал такому
предисловию учителя к своей выставке!
Иегуда Пэн написал портрет своего ученика
в 1910 году, незадолго до того, как Шагал уехал в Париж. Пэн уловил великое
будущее своего ученика чутьем талантливого живописца и педагога, хотя и
не понимал его новаторских устремлений. Впрочем, не понимал Шагала и другой
замечательный художник, у которого он учился, – лидер "Мира искусства"
Лев Бакст. Это была не их вина. Новаторство Шагала далеко опередило время.
Колорит пейзажей Пэна отличается от шагаловского,
но их объединяет любовь к родному Витебску. Шагалу не могла не нравиться
живопись учителя, но бурлившие в нем чувства требовали иной формы выражения,
иных красок, новой экспрессии.
Индивидуальные черты в творчестве Шагала проявились
уже в самых ранних его работах. Вот "Окно", написаное в 1908 году: стиль
и цвет Шагала уже узнаваемы, а букет напоминает более поздние работы.
В "Автопортрете" 1914 года - весь будущий
Шагал, а в небольшом этюде "Дождь" из Третьяковской галереи художник уже
преодолел земное притяжение и поднял пастушку и козочек над повседневной
жизнью.
|
|
|
|
|
|
Каждому, любившему хотя бы однажды, знакомо
упоительное возвышение любовью, и только Шагал сумел выразить это чувство
средствами живописи. Знаменитое полотно "Над городом" – гимн Белле, его
великой любви и великой музе. В истории живописи многие большие художники
создали обобщенные поэтические образы любви. Шагал изобразил себя и свою
возлюбленную летящими. Под ними – Витебск, в котором родилась их любовь.
Может быть, поэтому он будет всю жизнь рисовать свой любимый город. Картина
рождает радостное ощущение мира как чуда и убедительней всяких слов говорит
о восторге художника, не покидавшем его всю жизнь.
В картине "Прогулка" Шагал развивает тему
любовного полета, страсти возвышенной, которая освобождает от притяжения
земли. Полотно дышит любовью, возлюбленная одна вознесена художником над
целым миром и над ним самим. В этом произведении Шагал с необыкновенной
свободой обращается с пространством и цветом и создает элемент той магической
тайны, которая всегда будет завораживать его зрителей.
Знаменитые "Зеленые любовники"... Я видел
их не раз, но воздействие волшебного колорита, трагизма и страсти только
усилилось.
Новизна загадочной живописи Шагала до сих
пор остается непостижимой.
В 1910 году Шагал уезжает в Париж. Учиться?
В сущности, учиться ему было не у кого и незачем. Он бежит от непонимания,
от духовной изоляции, в поисках единомышлегнников. В знаменитом парижском
"Улье" он обрел среду, которой ему не хватало. Там его поняли, ему воздали
должное известные поэты и писатели.
Картины Иегуды Пэна – не единственная неожиданность
вернисажа. Широкая публика, быть может, впервые увидит знаменитые панно,
созданные Шагалом в 1920 году для Московского еврейского камерного театра
Грановского, а затем украшавшие ГОСЕТ.
Мне посчастливилось увидеть эти панно в фойе
театра. Они исчезли еще до разгрома ГОСЕТа – это был зловещий сигнал. Тогда
же в запасники музеев убрали картины Шагала, которые теперь собирают сотни
тысяч поклонников во всем мире.
После убийства Соломона Михоэлса и закрытия
театра по Москве поползли слухи, что во дворе ГОСЕТа на Малой Бронной были
уничтожены и сожжены бесценные сокровища – уникальная еврейская библиотека,
декорации, эскизы костюмов, макеты, рисунки Н.Альтмана, Р.Фалька, М.Добужинского,
И.Рабиновича и других известных художников. Чудесным образом основные работы
цикла театральных панно были спасены, и сегодня они представлены на выставке
в Еврейском музее. Это и есть вторая радостная неожиданность вернисажа.
Большое панно "Введение в еврейский театр"
(более двадцати квадратных метров) по стилю и множеству сюжетов не имеет
аналогов в мировой живописи. Трудно себе представить роспись плафона парижской
Гранд-опера и Кнессета без этого панно. Большое количество сцен и сюжетов
о разных искусствах перешагнуло границы темы панно. Фантазия Шагала реальней
обыденной правды. Он знал, что жизнь и театр нерасторжимы.
По стилю панно напоминает кинематографическую
эпопею, по-шагаловски фантастическую. Композиция сцен напоминает кадры
фильма. Здесь много музыки и музыкантов, летающие коровы, козы; цирковые
акробаты выполняют стойку на руках, а один из них даже облачен в тфилин.
На панно только три узнаваемых лица - сам художник, Наполеон и молодой
Михоэлс, в котором зоркий Шагал уже тогда увидел величайшего актера.
Не могу хотя бы не упомянуть о гениальной
художественной находке Шагала в панно - фрагменте, символизирующем музу
литературы. Изображен переписчик Торы - сойфер с пером в руке, склонившийся
над священным свитком, над Книгой книг, родившей все мировые литературы.
Немало выдающихся художников дал XX век. Достаточно
назвать Пикассо, Сутина, Модильяни. Каждый из нас в меру своих возможностей
способен понять великих реформаторов и любоваться ими, но лишь с Шагалом
мы вместе - любим, страдаем, радуемся, плачем и живем.
"Форвертс"