ГЕРОНТОФИЛЬСКИЙ
РАЖ
ВОКРУГ ФАЛЛИЧЕСКОГО
ФЕТИША
Смысловым центром фестиваля “ПОСЛАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ”
стал приезд г-жи Рифеншталь и показ ее скандально известных фильмов
“Триумф воли” и “Олимпия”. Любимица вождя трудового
арийства с теплым чувством снимала его отточенную жестикуляцию. Речи Гитлера
любопытны прежде всего непонятной сегодняшнему обывателю депрессивностью.
Принимая парад молодежи, он, например, говорит: “Нас всех ждет смерть,
но вы, молодые, поднимете выроненный нами флаг”. Одна девушка даже отметила
выигрышную по отношению к этому позицию Сталина: “Жить (УЖЕ) стало лучше,
жить (УЖЕ) стало веселей”. Девушка заключила: немцы – депрессивный народ.
(Между тем, сама живет с немцем, но это частность...)
Почему Рифеншталь? Почему не Лилиана Кавани,
не Салли Поттер, не Кира Муратова, в конце концов, не Аньес
Варда, чей фильм был проигнорирован досточтимым жюри? Какой смысл выдвигать
на первый план эту долгожительницу? Откуда вообще эта тяга к старости,
морщинам, к дряблой, неаппетитной (на первый взгляд) коже? Вспоминается
по этому поводу геронтофильский роман Саши Соколова “Палисандрия”,
где главной темой выступает сексуальная жизнь престарелых советских лидеров.
Геронтократия, характерная для советской эпохи, неизбежно срастается с
геронтофилией. Вот почему, думается, кинотусовка советской формации так
настроена возиться с ископаемыми. В личности и теле старой фашистки, соизволившей
встретиться с журналистами после многодневного кокетства, кинотусовке чудится
смутный намек на фаллическое означающее, фаллический фетиш: мерцают, маячат
идеалы юности…
|
Дзига Ветров
|
Понятно и без Бодрийяра: дряблое женское
тело выступает в качестве фаллического фетиша там и тогда, где и когда
на деле внедряется кастрационный комплекс – на анальной стадии. Ажиотаж,
поднятый вокруг приезда старой леди, комичен только на первый взгляд. Кому-то,
должно быть, любопытно было наблюдать живых, нетронутых, так сказать, девственных
евреев, прогуливающихся в фойе.
По-видимому, чтобы оттенить Рифеншталь, в
программу были включены фильмы Дзиги Вертова. Получилась, так сказать,
панорама “тоталитарного кино”. Бросаются в глаза различия. Рифеншталь –
женщина, снимающая мужчин, “мужскую” партию. В кадре у нее практически
только мужчины. Вертов – мужчина, снимающий женское тело: раздевающаяся
женщина, женщина, кормящая грудью… Фильм “Колыбельная” вообще
можно считать библией феминизма. Однако это феминизм, преподнесенный мужской
рукою. В Германии – обратное. Женщине была отдана роль властного “взгляда”,
по Сартру и Делезу. Как киноматериал, как концепт, Вертов
безусловно интереснее Рифеншталь. В “Человеке с киноаппаратом”
много символики индустриализма: дымящиеся трубы, станки, транспорт; но
много и прямой, откровенной эротики. У Рифеншталь этого нет. У нее строгий
неоклассицистический, двусмысленный пафос фашизма.
В согласии с общим, геоцентристским, настроем,
на Фестивале было представлено много фильмов, так или иначе обыгрывающих
тему любви/ненависти к родителям и старшим, так сказать, тему “отцов и
детей”. По жанру эти фильмы разные, но чаще всего депрессивные и включающие
насилие. Собственно они-то и понравились перевозбужденной, сексуально озабоченной
молодежной части аудитории. Например, это украинская 10-минутная картина
“Тир”, где бездомный мальчик пристреливает старика, продающего
пульки (реж. Тарас Томенко, 2000), или ирландский фильм “Условие”:
сын, чье рождение стало причиной смерти матери, вырастая, пристреливает
и отца (реж. Джонни О’Рейли, 2001). Канадский фильм про панков “Лила”
обратным способом доказывает все ту же аксиому: взрослые – дерьмо. Героиню
Лилу насилует дядя-маньяк, после чего она трагически умирает на руках у
возлюбленного (реж. Ромен Обер, 2000). В основном такие геронтофобские
фильмы не вызывают желания дать им приз. У жюри свои, веские, причины отметить
подобострастный (по отношению к группе “Ноу смокинг окестра”)
фильм Кустурицы или сентиментальный мультик “Кошки под дождем”.
|
Кадр из фильма "Via Crucis"
|
Кстати, самый интересный анимационный фильм “Подлодка!” был
проигнорирован. Из, условно говоря, геронтофобских картин отмечен призом
лишь фильм с итальянским названием “Via Crucis”. Парадоксальным
образом, фильм одновременно геронтофобский, антифеминистский (или феминистский)
и антирелигиозный (религиозный). Сюжет прост: мальчик с мамой идет в церковь
на урок катехизиса и ребенку чудится, что на кресте распята его мать. Пожалуй,
фильм Денонкура удачно сочетает в себе феминизм вертовской “Колыбельной”
и иезуитскую напыщенность Рифеншталь. Так что в данном случае приз дан
правильно и логично.
|
Кадр из фильма "Двое в ночи"
|
На Фестивале была показана и программа израильских
фильмов. Стоит отметить картину Хадасс Шуви “Двое в ночи”,
с модной ныне у евреев темой трансвестизма. Фильм снят в жанре абсурдной
черной комедии. Женщина и трансвестит везут в багажнике связанного полицейского,
а при удобном случае продают машину с неожиданным грузом подвернувшемуся
шлимазлу. В данном случае парочка “женщина–трансвестит” удачно заменяет
другую пару, выдвинутую в известной формуле Отто Вейнингера: “женщина–еврей”.
Поскольку фильм израильский, то в роли “еврея”, роящего подкоп под фаллоцентризм,
оказывается трансвестит. Вопрос же во всех случаях стоит один: “Кто крайний?”
Семен Левин
Сайт создан в системе
uCoz