ФЕСТИВАЛЬ В ФОРМАТЕ
EASY WATCHING
Неприятно, но факт. Нынешний "MASSAGE TO MAN"
выступил идеологической перверсией собственным эстетическим и мировоззренческим
установкам. Узнаваемость, следование канону – негласные императивы "Послания
к человеку" нового тысячелетия. Ориентация на проверенный секонд-хэнд,
проявившаяся во всем, начиная с весьма вторичного (ориентированного на
образец) и потому часто утильного качества большинства отобранных для участия
лент и заканчивая финальным решением жюри. Прогнозируемость, цитатность,
капитуляция в кинематографический "easy watching" – таков набор основных
штампов "Послания".
|
Кадр из фильма "Дави
на газ"
|
"15 минут под землей", отыгрывающий
кинематографические клише 90-х; канонически пасторальная "История
привычки"; премированный "за анархический и сюрреалистический юмор"
необременительно несмешной мультяшный "Дави на газ"; "До востребования",
снятый в худших традициях постсоветсткого кино с его ложной задумчивостью
и немотивированным поведением персонажей, – большинство награжденных лент
Фестиваля можно смело выпускать в коммерческий прокат.
|
Кадр из фильма
"До востребования"
|
Впрочем, бескатарсисная, не задевающая ни чей
вкус программа лауреатов была детерминирована с самого начала стартовой
(а значит, по мнению организаторов, лучшей) картиной "Послания" "Истории
на супер 8" Эмира Кустурицы. То, что впоследствии имя Кустурицы
появилось в списке победителей отнюдь не казус, а естественная вера в героя
истеблишмента. Ординарная лента о югославской рок-группе, откровенно не
претендующая ни на какие даже формальные открытия, напоминающая сотни аналогичных,
пусть и лихо отснятых лент, выиграла у гораздо более глубоких "Сборщиков
колосков" Варда. Резонанс имени, приватизация национальных амбиций
a la Михалков одержали победу над качеством кино. Архивная нарезка, смикшированная
с веселеньким бэндом, произвела на жюри большее впечатление, чем европейская
рефлексия о культе и забвении вещи.
|
Кадр из фильма "Истории на супер 8"
|
Справедливости ради отметим еще несколько лент,
незаслуженно разделивших судьбу "Сборщиков". Лаконичный "Чердак",
4-хминутный абсурдистский этюд Себастиана Винкельса, и анимационный
шедевр "Привет из Кисловодска" Дмитирия Геллера – медитацию
на тему памяти, исполненную в аутентичном жанре мнемотехники. И тот, и
другой однозначно выбивались из умеренно академического формата "Послания",
первый неконвенциональной лаконичностью, второй – концептуальной глубиной.
Хочется закончить знаменитым "зарывайте траншеи,
засыпайте рвы". В нынешней инкарнации фестиваль наступил на горло собственной
песне. Закрыться до лучших времен было бы эдиповым решением, однако нынешние
руководители "Послания" вряд ли способны на подобный жест.
ВЫБОР КРИТИКА
АНГЕЛЫ И МУСОРЩИКИ ПЕРИФЕРИИ
"СБОРЩИКИ КОЛОСКОВ И Я"
Реж. Аньес Варда
Круг, заданный большим и указательным пальцами,
очерчивает пределы, в которых вещь становится объектом искусства. Автомобиль,
движущийся по автостраде, попадает в область круга и лишь с этого мгновения
начинает существовать для нас. Мы не можем знать, был ли он там и тем,
кем стал до того, как оказался в поле зрения камеры. Жест художника выхватывает
вещь из стихии антропоморфного небытия, осуществляя одновременно приватизацию
и гуманизацию вещи.
|
Кадр из фильма "Сборщики колосков и
я"
|
Путешествие с Аньес Варда – по сути, культурно-ревизионерский
вояж. Поездка, цель которой – коллекция всего оставленного, невостребованного
цивилизацией. Виноградники, яблоневые рощи, картофельные поля, щедрые на
урожай даже после уборочной страды. Кладбища старых вещей, блошиные рынки,
muell (как их называют новые русские эмигранты; в переводе просто помойки,
но для иностранных ушей это немецкое слово звучит непереводимо прекрасно).
Все то, что на языке цивилизации, с ее страстью к большим величинам, немедленно
перекочевывает в область маргиналий. Штучный товар.
Герои и единственные жрецы этого гетто – бомжи,
отставные инженеры, художники, преуспевающие дизайнеры – пассионарные в
своей верности ритуалу сбора. Ангелы и мусорщики периферии. Еще не узнанные
спасители цивилизации, задыхающейся от перепроизводства и того головокружительного
темпа, в котором хронометраж отдельно взятой жизни приближается к отрицательной
отметке. Вещи не успевают обслужить своих владельцев, как оказываются сданными
в утиль. Библейский потоп, архаическая стихия Вещи, в которой человеческое
одиночество выглядит особенно пронзительно и тотально.
А вот и герои нового ковчега. Улыбчивый чиновник
– настоящий неконвенциональный зеленый, в резиновых сапогах до колен, деловито
осматривающий помойки в поисках свежей еды. "Магазины выбрасывают множество
пригодных для употребления продуктов. Я принципиально не покупаю еду в
супермаркетах – не поощряю бессмысленную расточительность их владельцев".
Этот индивидуальный бунт гораздо красноречивее протокольных акций зеленых.
Древний старик из русских эмигрантов первой волны, архитектор и владелец
собственного замка – фантастического колумбария памяти, единственным строительным
материалом которого стали старые детские игрушки, фарфоровые куклы и нетесаный
камень. Все списанное на свалку истории внезапно обрело вечность, завершив
цикл бессмысленных аватар.
Культ вещи и ее забвение. Фантазматический
ад европейца, способного сойти с ума, потеряв работу сборщика тележек супермаркета,
очевидно не похож на русский. Вещь как цель и смысл усилий – европейский
фетиш, непонятный и генетически чуждый отечественной культуре с ее метафизическим
презрением к труду. Французские "сборщики колосков" для homeless необычайно
активны. Физиономист вряд ли отличит праздно шатающегося галла от спешащего
на бесплатную службу бомжа. Европеец привязан к материи, русский выступает
травестией, пародией на эту привязанность – как Акакий Акакиевич с шинелью.
Пафос Варда не укладывается в банальную констатацию
маргинальности искусства. При всей своей поэтичности "собирание колосков"
– продуманный социальный жест. Его смысл – примирение человека и вещи,
последняя попытка перед окончательным уничтожением цивилизации, этим уже
не метафорическим закатом Европы, воплотившимся сценарием какого-нибудь
Чапека и срежиссированным в духе эсхатологий раннего Камерона.
Сюжетом этого фильма будет новый потоп и новый контроль. Не человека над
вещью, но вещи над человеком.
Вика Смирнова-Майзель
Сайт создан в системе
uCoz