Первый тираж первого тома первого свода данных о русско-еврейском вопросе после третьего раздела Польши и до последних лет разошелся мгновенно. Но как-то тихо, незаметно, летуче. Радиопередачи, газетные и журнальные статьи, вышедшие сразу после объявления о выходе книги самого известного российского писателя “Двести лет вместе (1795—1995)”, пророчили скандал, а никакого скандала не случилось.
На самом деле это закономерно. В современной
России вообще никого ничем не удивишь. И потому, что еврейский вопрос,
который еще несколько лет назад казался многим роковым и неразрешимым,
разом потерял напряженную актуальность. И потому, что Александр Солженицын
сознательно стилизовал свой литературно-публицистический труд под обычный
свод разрозненных данных.
Он никому не собирался бросать вызов, провоцировать
жестокие споры. Просто решил дать по-солженицынски четкий и по-солженицынски
предвзятый ответ на еще один роковой вопрос отечественной истории. Как
давал их на вопросы о природе большевизма, о скрытых механизмах “красного
колеса” революции, о тайне русского национального характера, о том, “как
нам обустроить Россию”.
Первый том его труда, вышедшего в серии “Исследования
новейшей русской истории” (издательство “Русский путь”), строится по хронологическому
принципу. От Киевской и Московской Руси — до разделов Польши, когда в состав
Российской империи влились сотни тысяч евреев из белорусско-польских земель.
Дальше — царство за царством; державинские следствия по откупам, попытки
поселить евреев в новороссийских землях, приохотив их к земледелию, черта
оседлости, погромы, вовлечение еврейской молодежи в революцию... И — общий
крах 1917 года. Все, что было потом, отнесено ко второму тому, который
появится позже.
Споров солженицынская версия “еврейского вопроса”
вызовет немало. Ученых: верно ли писатель работает с источниками, корректно
ли осуществляет критику документа, не поддается ли обаянию собственного
замысла, не упускает ли из виду какие-то важные свидетельства, не доверяется
ли ошибочным трактовкам?
Гражданственных: допустимо ли вымерять долю
ответственности участников погромов, и если да, то на каких весах? Следует
ли полуоправдывать государственную политику в области процентной нормы
и черты оседлости? Тем более, что сам Солженицын признает: ничего хорошего
из этой политики в конце концов не вышло...
Но главное не в этом. А в том, что автор книги
“Двести лет вместе” разом сломал несколько устойчивых стереотипов, которые
железным занавесом отгораживали общество от спокойного обсуждения “еврейской
проблемы”, прежде всего в историческом аспекте.
Первый и главный: нельзя взирать на проблемы
русского еврейства имперской эпохи столь же спокойно и отстраненно, как
на проблемы русских эстонцев, или немцев, или чеченцев. Почему нельзя?
Потому что в XX веке был Холокост. Но в том-то и дело, что законы, по которым
живет история (в отличие от законов, по которым живут историки), не признают
обратной силы. Кровавый и неискупимый грех, который совершила христианская
цивилизация по отношению к еврейству минувшего столетия, неоспорим. Но
он не должен, не может менять оценок того, что происходило в веке позапрошлом
и ранее. Иначе мы никогда не выпутаемся из противоречий.
Второй, не менее распространенный стереотип:
бесчисленные несправедливости в отношении русских евреев были следствием
особого государственного плана, который осуществляли властители и чиновники
Российской империи. Но писатель ясно и последовательно продемонстрировал,
как самодержавная власть действовала вопреки любым планам и программам,
как она шаг за шагом проваливалась в хаос неуправляемости, разгильдяйства,
как упускала многочисленные шансы вовремя принимать неотложные решения.
Ну и третий стереотип, успешно Солженицыным
преодоленный: что говорить о еврейском вопросе можно или с придыханием,
или с пеной на губах. Его интонация спокойна и подчеркнуто доброжелательна;
он предельно далек от любой позы, от любого надрыва. Есть проблема — должно
быть найдено решение. Есть вопрос — должен быть предложен ответ. Пускай
спорный.
Вывод прост: солженицынская книга — при всех
своих недостатках и при всей спорности авторских посылов — необычайно важна
для выздоровления и нормализации русской общественной мысли. По крайней
мере по отношению к одному-единственному вопросу. До сих пор историки шовинистически
настроенные были ослеплены своей юдофобией. Историки либеральные добровольно
зашоривались политической корректностью. Ответ, предложенный Солженицыным,
еще раз подчеркиваю, не общечеловеческий, не отвлеченный и не научный,
а писательский, глубоко национальный, отчетливо русский.
Может быть, даже слишком русский.
Но и вопрос был, прямо скажем, тоже чересчур
еврейский.