Через весь документальный фильм Кевина Макдональда
“Однажды в сентябре” (перевод представляется неудачным, слишком
“эпическим”; в оригинале – “One day in september”) проходит
зловещий образ: человек в маске и с автоматом в руке оглядывает окрестности
с балкона номера, захваченного группой палестинских террористов в Олимпийской
деревне.
Действие происходит в 1972 году в Мюнхене, во время Олимпийских игр. В
номере – заложники, члены израильской олимпийской сборной. Полнометражный
английский фильм (в этом году он получил “Оскара” по своей категории) реконструирует
это событие – сохранившиеся документальные кадры и многочисленные интервью:
говорят израильтяне, немцы, арабы. В результате совмещения различных точек
зрения у зрителя к концу фильма должно сложиться максимально полное представление
о сентябрьской трагедии.
Авторы фильма практически не комментируют
происходящее на экране. Интересно, что при подчеркнутом стремлении к объективности
им удалось избежать нравственного релятивизма в духе “у всех своя правда”.
Английский режиссер изобразил столкновение нормальной человеческой морали
с нечеловеческой логикой террора нового типа. Здесь следует сделать отступление.
В известном стихотворении Владимира Корнилова современный террор
(“лайнеры в Египет угоняли”) напрямую выводится из деятельности
русских народовольцев (все стало возможным, с тех пор как “в Петербурге
кокнули царя”). Боюсь, что все не так просто.
В фильме Макдональда поражает неготовность мира (в данном случае – немецких
властей) ответить на вызов террористов. Столкнувшись с абсолютной жестокостью,
с полным презрением к человеческой жизни (раненого израильтянина оставляют
умирать на полу, не разрешая оказать ему помощь) немецкие власти действуют
хаотично, неэффективно, бездарно – и это беспощадно изображено в фильме.
Впрочем, мы видим и самоотверженность: плохо подготовленные немцы-добровольцы
готовы атаковать террористов; вице-премьер ФРГ Ганс-Дитрих Геншер
предлагает себя в заложники вместо израильтян. И эта слабость человечнее,
чем жуткая нечеловеческая эффективность палестинцев, натаскиваемых в своих
лагерях на убийство и считающих нападение на безоружных людей “первым боем
с сионистским агрессором”. Эту фразу произносит единственный доживший до
наших дней террорист: он дает интервью авторам фильма, и видно, что он
ни о чем не жалеет и ни в чем не сомневается.
Дело в том, что в сентябре произошел не просто
очередной теракт. В этот день мир столкнулся с терроризмом, повторяю, нового
типа, с истинным терроризмом ХХ века.
В войнах XIX века на одного погибшего мирного
жителя приходилось 100 убитых солдат. И террористы в XIX веке убивали полицейских,
губернаторов и президентов; они могли отказаться от теракта, чтобы не пострадали
невинные. Этот тип террора дожил до конца 60-х годов ХХ века. И я верю,
что героиня фильма Фолкера Шлендорфа “Легенда Риты” может
страдать из-за убийства – во время теракта – случайного свидетеля. Но в
войнах ХХ века уже на одного убитого солдата приходились тысячи погибших
гражданских. Последние романтики терроризма, исповедующие “тактику дантиста”
(выражение нигерийского писателя В. Шойинки), погибли в неравном
столкновении с Левиафаном-государством (У. Майнхоф и его группа).
Макдональд выбрал для своего фильма не просто
очередной теракт – он весьма точно зафиксировал выход на мировую сцену
террористов нового типа – захватывающих самолеты и школы, взрывающих автобусы
и универмаги, не принимающих в расчет жизнь людей – невинных, непричастных,
случайных...
“Бомба взорвется в баре через три минуты;
вот девушка у входа – непонятно, вошла внутрь или не вошла. Увидим, когда
будут выносить”*.
В фильме много эпизодов олимпийских соревнований
– это не просто фон для трагедии; это своего рода воплощение нормальных
человеческих отношений, не омраченных национальной враждой, ненавистью,
страхом. Все это было разрушено в течение одного дня.
Через весь фильм проходит рассказ жены одного из погибших – фехтовальщика
Шпицера. Она рассказывает о муже, конечно, немного идеализирует
его (но это, впрочем, не важно) – мы узнаем о хорошем, открытом миру человеке,
без ненависти в душе, без национальных предрассудков (это подчеркнуто).
А потом мы слушаем заявление уцелевших террористов: громкие слова о том,
что теперь мир узнает о палестинских идеях, об их борьбе. Режиссер ничего
не комментирует, но этот эпизод смонтирован с кадрами иерусалимского кладбища:
одиннадцать могил, и дочь одного из погибших, не помнящая отца, кладет
на его могилу цветы. Это материальное воплощение тех идей, о которых говорили
террористы.
“Что же из этого вытекает?” А ничего. Разве
что кровь, но она быстро сохнет”*.
Теракты следовали один за другим. У террористов
нашлась масса адвокатов и союзников – и в СМИ, и в правительствах различных
стран (например СССР). Кстати, двойственна роль СМИ в подобных событиях:
с одной стороны, мир оперативно получает важную информацию, с другой –
трагедии превращаются в шоу и – хуже того – террористы получают трибуну
для пропаганды своих идей. Эта двусмысленность проявилась уже в мюнхенском
теракте, и фильм несколько бегло, но затронул эту важнейшую тему.
Террористический Интернационал существует.
Создать антитеррористический пока не удается. Одна из причин – бытующий
во многих странах антисемитизм (иногда открытый, чаще латентный) не позволяющий
активно сотрудничать с Израилем – главной жертвой терроризма. Отсюда и
несколько неуместный объективизм, свойственный даже знаменитому роману
Джона Ле Карре “Маленькая барабанщица”. Внешне холодновато-объективный
фильм Макдональда спокойно и четко говорит: есть убийцы и есть невинные
жертвы. Выбирать можно только между ними.