Ну, это мы слышали и от других, Маркс здесь
не оригинален. Кроме эмпирических аргументов ("посмотрите, в чьих руках
все деньги"), приводят и более глубокие, "духовные". Среди прочего, – говорят:
Вс-вышний говорит с Моисеем на горе Синай, а евреи пляшут вокруг золотого
тельца. Здесь люди, которым лень читать толстые книжки, делают простенькое
логическое заключение (типа "2+2=4") "евреи"+"поклонение"+"золотой телец"="евреи
поклоняются золоту".
Итак, что же случилось в стане сынов Израиля
в отсутствие Моше? Сыны Израиля приходят к Aхaрону с ужасной просьбой:
сделай нам идола.
"И увидел народ, что все еще нет Моше, которому
пора спуститься с горы, и окружил народ Ахарона, и потребовал: "Встань,
сделай нам божество, которое пойдет перед нами! Потому что этот человек,
Моше, который вывел нас из Египта, пропал и не знаем мы, что с ним".
Можно себе представить чувства, охватившие
Ахарона. Как противостоять толпе, требующей идола. Сказать: нет? Они сделают
идола сами. Убеждать? Не услышат, как не слышали Моше в Египте. Ахарон
избирает единственную тактику, которая может, по его мнению, привести к
успеху: он соглашается исполнить волю толпы при условии... Условие, он
надеется, погубит всю затею.
"И сказал им Ахарон: "снимите золотые кольца
с ушей ваших жен, сыновей и дочерей и принесите мне".
Ну да, так и согласятся женщины вынуть золотые
серьги из ушей, чтобы удовлетворить духовные прихоти мужчин! К тому же,
К.Маркс утверждает, что евреи с золотом так легко не расстанутся. Но, неожиданно,
сценарий дает сбой:
"И снял весь народ золотые кольца со своих
ушей, и отдали их Ахарону".
Оказывается, история о золотом тельце получила
в универсальной мировой культуре ложное толкование: речь тут не о поклонении
золоту, а о готовности расстаться с золотом ради неосязаемых ценностей.
Этот вывод мог бы показаться оптимистическим,
представляющим наших предков эдакими бессребрениками (точнее "беззолотниками"),
но не все так просто. Отказаться-то от золота они отказались, да вот пожертвовали
его не для похвального дела! К тому же идолослужение – великий грех (один
из трех "смертных" грехов), а вот корыстолюбие – не более чем осуждаемый
Торой, но не запрещенный ею порок.
Как же вышло, что наши великие предки, поколение
Исхода, видевшие великие чудеса в Египте и на Красном море, соблазнились
служить идолищу поганому? (Кстати, это не случайная оговорка: корень "pagan"
на европейских языках означает "языческий идолопоклоннический", отсюда
и поганый). Откуда вообще взялась эта странная идея, поклоняться предмету,
сотворенному человеком? Человеку свойственно искать и в абстрактных, духовных
областях зримые и ощутимые формы, за которые можно "уцепиться". Заметим,
что и в случае с золотым тельцом не шла речь о замене Б-га идолом. Идол
должен был заменить пропавшего Моше. Веру в единого Творца, стало быть,
евреи не потеряли, искали всего лишь посредника, "выведшего из Египта".
Это, кстати, вполне современный сюжет: и в наши дни многие, веря в Единого,
служат идолам нового времени: карьере, политике, "духовным" модам.