ЗДРАВСТВУЙ, ДЕТСТВО
– Любовь Михайловна, известно, что Вы – профессиональный
музыкант, педагог класса фортепиано, организатор и бессменный руководитель
замечательного детского музыкального театра “Вокруг рояля“. Казалось бы,
для одного человека этой головной боли вполне достаточно, а Вы взялись
за создание еще одного творческого коллектива. Как пришла эта идея детского еврейского музыкального театра?
– Думаю, что совершенно естественным образом.
25 лет назад я организовала в Охтинском Центре гуманитарно-эстетического
воспитания на основе своего класса фортепиано театр “Вокруг рояля“, уникальность
которого в том, что дети там не только актеры, но еще и композиторы. Мы
ставим спектакли, музыку к которым пишут сами его участники. И это помогает
им полностью выразить себя, ведь по ходу спектакля дети поют, танцуют,
перевоплощаются в своих героев, сами себе аккомпанируют.
У Джанни Родари мне встретилась такая мысль:
“Если мы хотим научить думать, прежде должны научить придумывать“. В этом
театре мы уже поставили более 30 спектаклей, гастролировали не только по
России и ближнему зарубежью, но были и в Америке, Германии, Польше, Финляндии,
Израиле...
–
Работать бы и радоваться, но какие же пути завели Вас на “еврейскую улицу“?
– В 93-м, после долгого-долгого перерыва,
в Петербурге возобновило свою работу Еврейское музыкальное общество. Здесь
собрались талантливые и видные музыканты. Президент общества, кантор Большой
хоральной синагоги Барух Финкельштейн активно стимулировал деятелей культуры
расширить диапазон своего творчества. За 3-4 года интенсивной работы Общества
появились: мюзикл “Еврейское счастье“ В.Баснера, клезмерское трио П.Геккера,
хоровые обработки еврейских народных песен Я.Дубравина, увертюра “Блуждающие
звезды“ И.Шварца, детский клезмерский ансамбль Е.Хаздана и многое другое.
В нашем театре “Вокруг рояля“ мы поставили 3 новых спектакля: “Иосиф“ -
на библейский сюжет (музыку написала моя ученица Юля Гольховая), “Еврейская
свадьба“ и “Пуримшпиль“. Публике наши работы понравились, и три года назад
по предложению Джойнта я приступила к организации детского еврейского музыкального
театра при Общинном центре С.-Петербурга. В итоге появился новый интересный
творческий коллектив: музыкальный руководитель – композитор Вадим Рывкин,
хормейстер – Евгения Кириченко, балетмейстеры – Владимир Стадник и Фаина
Кузьмина, либреттист – Николай Голь.
–
А как же с актерами?
– Актеров искали через знакомых, публиковали
объявления, я приглашала своих учеников – и к нам начали приходить. Мы
принимали и принимаем всех, кроме самых маленьких. Конечно, все наши актеры
учатся или учились в музыкальной школе, ведь мы ставим настоящие камерные
оперы и мюзиклы со сложным музыкальным языком. Первая наша работа была
трудной и долгой, зато увенчалась колоссальным успехом – нас пригласили
участвовать во 2-м Международном фестивале им. С.Михоэлса в Москве. Публика
прекрасно приняла лирическую оперу В.Рывкина (либретто Н.Голя ) “Здравствуй,
Бузя!“ по мотивам романа Ш.-Алейхема “Песнь Песней“. В этом году в Москве
прошел крупный Международный фестиваль еврейской культуры, на котором мы
показали два спектакля и стали лауреатами.
–
С чем мы все рады Вас поздравить. А куда-нибудь еще за пределы Питера студия
выезжала?
– Мы были в Пскове, Петрозаводске, участвовали
в фестивале “Рампа - 2001“. Он проводился в Кишиневе, и мы повезли два
спектакля: “Скрипочка для Шолома“ (музыка В.Рывкина, либретто Н.Голя) и
“Эстер“ (музыка израильского композитора Д.Сморгонской, либретто Н.Голя).
И, если “Скрипочка“ была готова, то с “Эстер“ обстояло совершенно иначе.
Над спектаклем начали работать недавно, и он был не то что “сырой“, а прямо-таки
“мокрый”, но показать хотелось ужасно! И вот, поскольку дорога долгая,
решили доделать его в поезде, благо занимали почти весь вагон. Теперь представьте:
ребята выстраиваются вдоль коридора купейного вагона и, используя в качестве
балетного станка поручень, который идет вдоль окон, в узком пространстве
танцуют, прыгают, бегают. Потрясенные проводники скользили тенями, лишь
бы не помешать. Так мы работали сутки – и поставили все танцы мюзикла.
Ребята молодцы, все выдержали! В Кишиневе пришлось в течение одного дня
дать три концерта, причем первый – в 10 утра, и все прошли “на ура“!
–
А обид при распределении ролей не бывает?
– Думаю, что бывают, хотя мне их никогда не
высказывали. Увы, не у каждого есть вокальные данные для исполнения больших
заглавных ролей... А вообще театр – страшная отрава, и многие из тех, кто
когда-то играли у меня детьми, свою взрослую жизнь так или иначе связали
с театром.
–
Похоже, что всем фантастически повезло: публике, детям, организаторам...
Никаких проблем...
– Сплошные проблемы! Театр – это огромный
организм со многими системами. У нас нет хорошего театрального помещения,
трудности с приобретением и хранением костюмов, звукотехнические сложности.
Хочется организовать небольшой театральный оркестр или инструментальный
ансамбль. Хотим больше выступать – театру нужен зритель. Но при всех проблемах
– мне нравится работать в Общинном центре, потому что вокруг интересные
люди во главе с директором Центра Александром Френкелем.
–
И напоследок, пожалуйста, несколько слов нашим читателям...
– Приходите на наши концерты и приводите в
наш театр своих детей и внуков! Мы хотим вас видеть и хотим, чтобы вы познакомились
с нами!