В еврейский центр "Товуши" Нальчика пришел
человек ярко выраженной еврейской внешности, но Меер Нахимович Перельгут
показал свой паспорт, где было записано, что он ... чеченец. Моему удивлению
не было предела. Я спросила: "У вас мама — чеченка?" "Нет", — ответил Меер
Нахимович и стал рассказывать...
Родился он в Польше, рано остался сиротой.
Его отправили в детский дом в Воронеж, а оттуда — в Ленинград. Именно там,
в детском доме, он понял, как нелегко быть евреем. Вырос Меер в традиционной
еврейской семье и, конечно, не ел свинину. Зная, что евреи ее не едят,
детдомовцы салом мазали ему губы, обзывая жиденком. Сколько слез было им
пролито ночами, а утром "веселая жизнь" продолжалась.
Но вскоре появился у Меера друг, который частенько
дрался, защищая свою и его честь. Однажды они решили месте бежать. Это
было голодное, военное время. В Ростове у них забрали продовольственные
карточки, документы. Милиция вернула беглецов в детский дом. Мееру выписали
там дубликат документов, и когда спросили о национальности, он, недолго
думая, ответил: "Чеченец".
Прошли годы. Так и жил Меер Перельгут, вызывая
улыбку (не всегда добрую) тех, кто случайно или "по подсказке" узнавал
об этой записи в его паспорте. Меер женился на русской женщине Вере, вырастили
двух прекрасных дочерей, которые, подрастая, стали интересоваться своими
корнями. Вера решила все поставить на место. Она с Меером отправилась,
в Польшу, чтобы найти там документы его отца. Они ездили из города в город.
Вера рассказывала, как приехали они в редакцию газеты "Утренний курьер".
Познакомились с журналистом паном Вишневским, который рассказал, что в
Белостоке было большое еврейское гетто. Вера подумала: может, именно там
погибли бабушка Меера и вся его родня? Они стали внимательно изучать фотоальбом
со снимками тех, кто чудом остался жив. Книга издана на идише и английском
в 1956 году в США. Среди этих людей Вера встретила трех представителей
семьи Перельгут. В Белостоке Вера нашла запись, что в 1907 году 11 октября
родился Нахим Перельгут в семье Зельмана Перельгута и Зейны Зарвер — дедушки
и бабушки Меера. Предела радости не было. На основании этих записей Меер
получил новые документы, хотя считал: жизнь уже прожита, зачем все это?
Но это необходимо его детям и внукам. И внучка Даша, которой пять лет,
знает, что ее дедушка — еврей. Она посещает еврейский центр, учит иврит,
танцует израильские танцы, поет "Осэ шалом". А мама ее, Вера, издает газету
"Евреи Северного Кавказа".
Все стало на круги своя. Вот, правда, детство
свое, Меер Перельгут часто видит во сне. Незаживающая боль души не покидает
его.