Израиль: просвещение
В начальной и неполной средней школе учащийся считается новым репатриантом в течение двух полных учебных лет. Срок этот отсчитывается с первого сентября после его прибытия в страну. В старших классах этот срок увеличивается до четырёх полных лет. Отсчёт также ведётся с первого сентября после прибытия в страну.
Условия приема:
Школьники-репатрианты начинают посещать школу
сразу же после приезда. Обычно они направляются в классы, соответствующие
их возрасту. При зачислении в школу нового репатрианта учитываются также
следующие обстоятельства: класс, в котором он прервал учёбу, система образования
в стране исхода и документы о его успеваемости. На основании этих данных
школа может принять учащегося даже в 12-й класс, если, по мнению директора,
он способен справиться с программой обучения и сдать, по крайней мере,
часть выпускных экзаменов. Если же директор придёт к выводу, что новоприбывший
с нагрузкой не справится, ему подыщут школу или класс, соответствующий
его уровню.
В городах, где проживает много новых репатриантов,
есть условия для открытия межшкольных ульпанов. Ульпаны организуются только
для учащихся неполной средней и средней школы.
В таких ульпанах новоприбывшие обучаются в
течение 3-5 месяцев 5 дней в неделю. Уроки проводятся в утренние часы.
По пятницам репатрианты учатся в своих обычных классах. Выпускники ульпанов
приступают к учёбе по общей программе, продолжая посещать вспомогательные
уроки (чаще всего в послеобеденные часы). Учащиеся начальной школы и
школы промежуточной ступени имеют право на получение вспомогательных уроков
в течение первого года после репатриации, а учащиеся старших классов в
течение трёх лет.
Для изучения предметов, усвоение которых зависит
от хорошего знания языка иврит (литература, ТаНаХ и др.), в школах могут
быть организованы специальные группы.
На дополнительных уроках учащимся-репатриантам
оказывается помощь не только в освоении языка иврит, но и по всем предметам,
вызывающим у них затруднения.
В школах, где детей-репатриантов немного,
вопрос об организации дополнительных уроков решает школьная администрация
совместно с инспектором по абсорбции учащихся-репатриантов.
Каждый учащийся-репатриант имеет право
на 1 час вспомогательных занятий в неделю. Собственно этот час и служит
основой для организации ульпанов и дополнительных уроков. Например, если
в школе учатся трое репатриантов одного возраста или класса, то вместо
одного часа дополнительных занятий в неделю каждый, они могут получить
три часа, занимаясь вместе.
При достаточном количестве репатриантов-старшеклассников
для подготовки на аттестат зрелости формируются специальные классы.
Преимущества при сдаче экзаменов.
Репатрианты, проучившиеся в израильской школе
не более четырёх полных лет, пользуются преимуществами при сдаче экзаменов
на аттестат зрелости. Однако некоторые экзамены на аттестат зрелости сдаются
уже в 11 классе. Поэтому, если ученик начал сдавать экзамены на облегчённых
условиях в 11 классе и к тому моменту, когда он закончил 11 класс, его
четыре льготных года истекли, он сохраняет за собой право на пользование
преимуществами при сдаче экзаменов и в 12 классе.
В государственных и государственно-религиозных
школах учащиеся-репатрианты могут сдавать экзамены по предметам, знание
которых зависит от знания языка иврит (литература, изложение на языке иврит,
ТаНаХ, история еврейского народа и др.) по специальной облегчённой программе.
Это в том случае, если в данной конкретной школе такая программа имеется.
Если же репатриант сдаёт эти предметы по общей программе, его оценка автоматически
повышается на 10 баллов по каждому предмету. Кроме того, ему предоставляется
дополнительное время – 15 минут на каждый час экзаменационного времени.
Экзамены по этим предметам, за исключением изложения, учащийся имеет также
право сдавать устно на иврите.
Остальные предметы новые репатрианты могут
сдавать устно на иврите или письменно на русском языке (при наличии русских
программ для сдачи экзаменов и экзаменаторов, владеющих русским языком).
Во многих израильских школах изучаются два иностранных языка и, соответственно,
по двум иностранным языкам выставляется оценка в аттестат зрелости. Сдавая
экзамены, учащийся-репатриант имеет право заменить второй иностранный язык
русским (при наличии экзаменатора).
Если новоприбывший проучился в Израиле не
более двух лет (в 11 и 12 классах), его льготы при сдаче экзаменов на аттестат
зрелости продлеваются ещё на два года.
Школы-интернаты и ремесленные училища
Разветвленная сеть школ-интернатов принадлежит
организации “Алият а-ноар”.
“Алият а-ноар” (“Репатриация молодёжи”) –
это учебно-воспитательная организация, которая занимается абсорбцией подростков.
Обучение в этих школах ведётся по программам обычных средних школ, наряду
с интенсивным изучением иврита. Воспитанники школ-интернатов обеспечиваются
всем необходимым – одеждой, учебниками, медицинской помощью и т.д.
Распределение учащихся по интернатам проводится
в соответствии с данными психотестов и экзаменов. Родители частично участвуют
в расходах по содержанию ребёнка в интернате. Новые репатрианты в первый
год пребывания в стране от оплаты освобождены.
Более подробную информацию о школах-интернатах
можно получить в окружных отделениях “Алият а-ноар” (их адреса и телефоны
приводятся в брошюре министерства абсорбции “Образование”).
Существуют также сельскохозяйственные школы-интернаты
и школы-интернаты с военным уклоном.
В сельскохозяйственных школах-интернатах наряду
с общеобразовательными предметами изучаются аграрные дисциплины. Выпускники
этих школ получают аттестат зрелости или свидетельство об окончании сельскохозяйственной
школы, дающее право работы по специальности.
В школах с военным уклоном специальная
подготовка совмещается с общеобразовательными дисциплинами, которые преподаются
на самом высоком уровне. Выпускники этих школ получают аттестат зрелости
или свидетельство об окончании школы с военным уклоном. Кроме общеобразовательных
школ с военным уклоном, есть также специализированные технические школы
ВВС, ВМС и т.д.
Есть в Израиле и сеть ремесленных училищ (бейт-сефер ле-ханихим или бейт сефер таасияти). Они находятся в ведении министерства труда. Воспитанники этих училищ овладевают тем или иным ремеслом и наряду с этим изучают общеобразовательные предметы (иногда по вечерам). Они работают и получают зарплату. По окончании училища выпускникам выдаются удостоверения министерства труда, дающие им право работать по специальности.
(По материалам информационного приложения к журналу “Взгляд на Израиль”)