В мае 2001 года наш город посетил американский
социолог и философ господин Чарльз Чеберле, создатель общеамериканских
образовательных программ “Вы – люди” и “Гражданский Проект”. С помощью
этих программ Чеберле уже более десяти лет обучает американцев принципам
и навыкам демократии.
Чеберле, наверное, можно считать типичным американцем. Он родился в 1940
году в Массачусетсе – штате, с которого началось создание американского
государства. Среди его предков – англосаксы, норвежцы, испанцы, евреи.
Чеберле получил хорошее и, опять же, чисто американское образование: для
“реальной жизни” – Гарвардская школа бизнеса, для души – университетская
степень по психологии и социологии. Для него, как и для многих других американцев
его поколения, главным событием молодости стало участие во Вьетнамской
войне. Два года он воевал в составе экипажа боевого вертолета. По словам
Чеберле, бессмысленность войны и невозможность как-то повлиять на ситуацию
впервые заставили его задуматься над метафизическими вопросами: есть ли
Б-г, каков “его” Б-г и каким должен быть он сам.
Толчком к созданию Чеберле собственной программы
обучению демократии послужило изучение им рукописей “отцов-основателей”
США: Вашингтона, Джефферсона, Франклина, Гамильтона, Пейна. Между
авторами, прежде всего между Джефферсоном и Гамильтоном, возникали острейшие
споры, в ходе которых демократические идеи подверглись существенной деформации.
Чеберле пришел к выводу, что дефекты современной демократии связаны с неумением
людей реализовывать свои права и исполнять обязанности членов демократического
общества. Нынешняя демократия – это “демократия сверху”, а демократия должна
создаваться “снизу”, считает Чеберле. Демократические навыки люди должны
получать в процессе реализации своих идей и замыслов в сообществах: в семье,
школе, в рабочих коллективах и т.п. Любопытно, что близкие взгляды об обществе,
состоящем из автономных общин, развивал израильский социолог Михаил
Агурский. Впрочем, г-н Чеберле, по его словам, о нем никогда не слышал.
Чрезвычайно экстравагантным представляется
другой источник воззрений Чеберле. Это учение эзотерических русских философов
Гуржиева и Успенского о раскрытии истинных возможностей человека.
На эти теории Чеберле обратил внимание, изучая работы американского мистика
и последователя Блаватской – Эдгара Кейси. Для нас учение Гуржиева
ассоциируется отнюдь не с демократией. Известен интерес к нему со стороны
околонацистских философов (Хаусхоффер). Считается, что книги Успенского
лежали на столе Сталина. В созданных Гуржиевым в Париже группах шло не
столько обучение демократии, сколько жесткая идеологическая обработка членов
кружка. На это Чеберле ответил, что философ не отвечает за восприятие и
использование своих идей.
Вообще, как и положено настоящему американцу,
Чеберле скорее практик, чем теоретик. За десять лет его программа в США
охватила 500 тысяч человек в 1 500 центрах. Учатся и дети, и взрослые.
Занятия напоминают групповые тренинги. Цель – обучить людей семи основным
принципам поведения членов демократического общества: сотрудничество, терпимость,
справедливость, сила, самосовершенствование, равновесие, уважение.
Чеберле уверен, что Россия открывает большие,
чем США, перспективы для развития первоначальных идей “отцов демократии”.
Он рассчитывает реализовать свою программу в России. В нашем городе он
уже провел пятидневный тренинг демократии в обычной питерской школе.
Впечатления о России у Чеберле прекрасные.
Он рассказывает, что российские школьники с энтузиазмом восприняли его
занятия. По сравнению с американскими детьми, они более внимательны, сконцентрированны
и, главное, заинтересованы в получении новых знаний.
На вопрос о том, какое общество за всю историю
человечества отвечает его представлению об “истинной” демократии, г-н Чеберле
задумался и назвал полулегендарное общество дофараонного Египта, известное
(в эзотерической литературе) под названием Мат. А времени на воспитание
“демократических личностей” нужно много... много поколений.