ФОРУМ ЮНЫХ СКРИПАЧЕЙ
В Петербурге
завершился Второй Международный юношеский конкурс исполнителей-композиторов.
Об итогах конкурса музыкальный критик Ольга
Скорбященская беседует с членом оргкомитета
конкурса, мэтром петербургской музыкальной критики, профессором Санкт-Петербургской
консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, секретарем Союза композиторов
России Михаилом Бяликом.
|
М.Б.Бялик
|
О.С. Михаил Григорьевич, сегодня Петербург
знает много конкурсов — имени Прокофьева, имени Шостаковича, конкурс ансамблей
“Брат и сестра”, конкурс юных композиторов “Я — композитор”... В чем, по-вашему,
специфика состязания юных исполнителей-композиторов, и каковы его перспективы?
М.Б. Да, к счастью, в наши дни в Петербурге
проводится много конкурсов. Не то что в былые времена, когда разговоры
о дружбе и сотрудничестве республик и городов так и оставались только разговорами,
а на деле все конкурсы проводились только в Москве. Сегодня конкурсная
панорама Петербурга пестра и многоцветна, и не так просто в ней каждому
новому начинанию в этой области найти свое лицо. Конкурс исполнителей-композиторов
был задуман и организован при участии двух замечательных музыкантов — композитора
Сергея Михайловича Слонимского и педагога Любови Михайловны Борухзон. Им
пришла в голову плодотворная идея объединить в задачах одного конкурса
роли исполнителя и композитора. Первый конкурс, состоявшийся два года назад,
был посвящен Слонимскому и проводился среди пианистов-композиторов. Нынешний
— был посвящен легендарному скрипачу Яше Хейфецу и проводился среди скрипачей.
Оказалось, что и они подвержены прекрасной “болезни сочинительства”.
В связи с этим я бы хотел сказать следующее.
Сегодня невероятно возросла тяга к композиторству среди детей. Отделения
композиции есть почти во всех музыкальных школах. И эту тенденцию можно
только приветствовать. Я сам помню, как много дали мне в свое время занятия
композицией, как они помогли мне в моей последующей пианистической, научной,
критической деятельности. Но важно в то же время не посеять в ребятах вирус
тщеславия, не внушить им самомнения, преувеличенно серьезного отношения
к своей композиторской продукции. Сочинение должно стать неотъемлемой частью
воспитания грамотного музыканта, но далеко не каждый музыкант станет настоящим
композитором. Об этом не лишним будет напоминать ребятам, чтобы не было
в будущем психологических травм, порожденных необоснованными надеждами
юности.
О.С. Кого могли бы Вы выделить среди
участников и лауреатов конкурса?
М.Б. Очень много талантливых юных музыкантов,
и прекрасно, что организаторы конкурса нашли возможность поощрить почти
всех. Но, конечно, есть участники, выделяющиеся своей музыкантской зрелостью,
профессионализмом. Это Жанна Ли, учащаяся Средней специальной школы-лицея
при Санкт-Петербургской консерватории (класс проф. О.Ф.Шульпякова), Гершон
Герчиков из Иерусалимской Академии имени Рубина (класс композиции проф.
И.Световой, класс скрипки Л.Фельдмана), я бы отметил и талантливого юного
Сеню Гуревича, получившего приз “Надежда” (он учится в Средней специальной
школе-лицее при Санкт-Петербургской консерватории в классе профессора Л.А.Барановой).
|
Играет Вадим Разумный,
С.-Петербург
|
О.С. Конкурс носит имя выдающегося скрипача
Яши Хейфеца. Что могли бы Вы рассказать о нем читателям газеты?
М.Б. Выдающегося — мало сказать. Яша
Хейфец был и остается легендой мирового скрипичного исполнительства. Общеизвестны
слова Давида Ойстраха, ответившего на вопрос о том, кого он считает лучшим
в мире скрипачом, так: “Лучших много, но есть только один Хейфец”.
Яша Хейфец был истинным сыном своего, ХХ века
— века спортивного азарта, больших скоростей, водил автомобиль и электромобиль,
блестяще играл в пинг-понг и большой теннис, занимался физическими опытами
в Гарварде. Совершенство его игры было столь высоко, что как-то Бернард
Шоу колко заметил: “Вы не боитесь, что Бог, не поощряющий человеческое
тщеславие, прогневается на Вас за столь идеальную игру? Вы должны каждый
день перед сном брать хотя бы парочку фальшивых нот”. И при этом исполнение
Яши Хейфеца было глубоко музыкальным, максимально серьезным, чуждым пустому
трюкачеству и голому техницизму. Можно только порадоваться, что устроителям
конкурса пришла в голову идея посвятить состязание столь огромному музыканту,
чьей музыкальной родиной был Петербург. Здесь, в Малом зале консерватории
состоялся в 1911 году его дебют, положивший начало всемирной славе.
О.С. Среди учредителей и организаторов
конкурса — Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга. Серьезную поддержку
акции оказали Американский еврейский распределительный комитет “Джойнт”
и Еврейская общинная федерация Кливленда (Огайо, США). Случайно ли это?
М.Б. Только порадоваться можно тому,
что нашлись люди, поддерживающие идеи устроителей и морально, и материально,
и организационно. Действительно, почетно участвовать в организации конкурса,
носящего имя Яши Хейфеца — скрипача, чье искусство принадлежит всему миру,
но является порождением трех великих культур — русской, американской и
еврейской. Хочу подчеркнуть растущую роль, которую играет в последние годы
Еврейский общинный центр в культурной жизни Петербурга и во всей нашей
многонациональной отечественной культуре.
О.С. Второй Международный конкурс
проводится на базе Охтинского центра гуманитарно-эстетического воспитания...
М.Б. Этот центр — уникальное учебное
заведение, расположенное в выстроенном 25 лет назад по индивидуальному
проекту большом красивом здании с концертным залом на 500 мест. Основатель
центра — замечательный музыкант-педагог Моисей Петрович Мазур вложил в
его создание часть своей души, а нынешний директор Лев Аркадьевич Аншелес
продолжает высокие традиции профессионального художественного образования
и музыкального просветительства в России. В центре занимаются 1500 детей,
обучаясь игре на различных музыкальных инструментах и участвуя в хореографических
и театральных коллективах. Центр не впервые становится ареной музыкальных
состязаний — уже в четвертый раз в нем проводится всероссийский конкурс
детских и юношеских ансамблей “Традиции и современность” имени М.П.Мазура.
Так что выбор, по-моему, чрезвычайно удачный. Хорошее место, талантливые
участники, компетентное жюри, серьезные доброжелатели — все это позволило
конкурсу, посвященному 100-летию Яши Хейфеца, вписать в летопись музыкального
Петербурга еще одну яркую страницу.
Фото А.Наделя
Сайт создан в системе
uCoz