– С вашего позволения, я хотел бы продолжить тему нашего прошлого разговора
и от ругательств, с которыми, как мы выяснили, в классическом иврите не
густо, перейти к проклятьям. Может быть, с проклятьями повезет больше?
– Проклятья так проклятья. Для затравки я
вам расскажу историю, которая произошла в конце прошлого века с Ан-ским.
Он был ярким человеком – революционером, драматургом, знаменитым этнографом
и собирателем коллекций. И вот, он решил собрать коллекцию еврейских проклятий.
Ему порекомендовали торговцев рыбой из славного города Вильно, который
входил тогда в Царство Польское, отнюдь не был столицей Литвы и имел большое
еврейское население. Ему сказали: тамошние торговцы рыбой большие в этом
деле умельцы.
Ан-ский отправился в Вильно, пошел на рынок
и выбрал торговку, весь облик которой говорил: эта может, о, еще как может!
Анский подошел к даме, и она подтвердила, что проблем с проклятьями у нее
нет. Магнитофонов тогда еще не изобрели – ученый человек достал записную
книжку, сунул ей пятерку и приготовился записывать народную мудрость.
И тут произошла неувязка. Пять рублей в те
времена были большими деньгами, и торговка при виде их просто обалдела
и лишилась дара речи, чего с ней за всю жизнь еще не случалось. Язык у
нее присох к гортани, и бедная женщина не могла вымолвить ни единого слова.
Ан-ский терпеливо ждал, а не дождавшись, вырвал у нее из руки деньги. Он
был разочарован. Увидев, что денежки уплывают, торговка пришла в себя,
и счастливый этнограф с лихвой получил то, что хотел; он едва успевал записывать.
– Женщина из народа вряд ли блюла чистоту
жанра: надо полагать, она мешала ругательства с проклятьями.
– Я тоже так думаю, но, вообще говоря, они
могут прекрасно существовать и отдельно.
– Рыбная дама выражалась, однако, на идише.
– Конечно, но проклятий хватает и на иврите
– язык для этого куда лучше приспособлен, чем для ругательств: ведь для
проклятий грубые слова, дефицитные в классическом иврите, вовсе не являются
необходимыми. Можно проклясть совершенно нейтральными словами – можно даже
благословить так, чтобы это оказалось проклятьем. Вот вам классический
пример: пусть к имени твоему прибавится "благословенна память его". На
иврите это такое словесное клише при упоминании покойников.
– Стало быть: что б ты сдох! Но только изящно.
– Я же говорю: без грубости. Вообще-то в каждом
языке больше возможностей для проклятий, нежели для благословений. Язык
выражает наше самоощущение: быть здоровым – одно состояние, быть больным
– двадцать томов медицинской литературы.
– Лев Толстой говорил, что все счастливые
семьи счастливы одинаково, все несчастные – несчастливы по-своему.
– Вот-вот, болеть можно очень разнообразно:
у одного зубы, у другого – геморрой.
– У третьего душа болит.
– Душа болит – это русское хобби.
– Вы так считаете?
– А как же! Русская литература полна меланхолии,
тоски и депрессии.
– Русская литература - это хорошая отдельная
тема; может быть, о ней как-нибудь в другой раз, а сейчас давайте, с вашего
позволения, вернемся в русло проклятий. Ведь в отличие от ругательств этого
добра в Библии, кажется, хватает.
– Да, уж этого хватает. Во Второзаконии (28.
15:68) есть большой фрагмент, полностью состоящий из проклятий за неисполнение
заповедей.
– Я помню: это очень впечатляющий текст
– такая мрачная библейская поэзия. Может быть, имело бы смысл хотя бы немного
в качестве иллюстрации процитировать.
– Нет уж, проклятья давайте цитировать не
будем. Если кто из ваших читателей захочет, сам прочтет. Слово – это серьезная
вещь, есть слова, которые не следует использовать легкомысленно.
– Проклятья, о которых идет речь – это проклятья
Вс-вышнего. У них, помимо мощи, есть какая-то специфика?
– Они носят условный характер. Во фрагменте,
который я упомянул, говорится, что будет с еврейским народом, если он будет
вести себя неправильно. Это предостережение, и оно в конечном итоге проникнуто
заботой. А в том случае, когда проклинает человек – это просто выплеск
зла. С проклятьем из человека в мир выходит то плохое, что он в себе накопил.
Есть такие вещи, которые человеку очень хотелось бы сделать, и он бы это
непременно сделал, если бы только не боялся полиции. Полиция мешает, она
устанавливает ограничения.
– О если бы ей всегда это удавалось! Но,
с другой стороны, это все-таки внешние ограничения.
– Это верно, но есть люди, для которых внутренних
ограничений просто не существует. А ведь сказать-то можно все, что вздумается,
особенно полиции не боясь; можно проклясть близких и далеких, живых и мертвых,
сильных и слабых – одним словом, весь мир. Это и есть выражение зла в чистом
виде. Тора относится к этому очень серьезно. Есть общий запрет на проклятья:
нельзя в принципе проклинать человека. Есть запреты и на конкретные проклятья.
Сказано, например, что проклинающий родителей заслуживает смерти.
– Единая Европа этого бы не одобрила.
– Это ее право. Но мы исходим из того, что
человеку полезно знать, как оцениваются его действия, даже нематериальные
действия, и чего они заслуживают.
Запрещается проклинать царя и проклинать глухого.
Это как бы два полюса, между которыми располагается все поле проклятий.
Царь слышит все – глухой вообще ничего не слышит, он даже и не обидится.
Но это не имеет ровно никакого значения. Проблема не в нем – проблема в
проклинающем.
Примечание
Ан-ский – псевдоним Семена Раппопорта (1863–1920).
Помимо того, что сказано о нем в тексте, он был еще прозаиком, поэтом,
историком, депутатом Учредительного собрания. Уже после смерти Ан-ского
вышло его 15-томное собрание сочинений.
Те, кто желает войти в еврейский мир, должны продвигаться вперед, а самый испытанный путь сделать это - начать учиться. В этом вам предлагает свою поддержку и помощь раввин Адин Штейнзальц. По его инициативе была создана специальная программа самостоятельного изучения еврейских источников -"Лимудим". Участники этой программы будут регулярно получать для чтения и анализа тексты источников и комментарии к ним, а также вопросы с заданиями для самопроверки. Программа открыта для всех, и к ней можно присоединиться в любое время. Для этого ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты и пришлите ее нам по адресу: