ТРОП(АМИ) ГИЛЕЛЯ |
Что евреи “там” забыли?
Теплый сентябрьский денек. Утром в институте
одногруппники обратили внимание, что я несколько по-праздничному выгляжу,
и вежливо поинтересовались, куда это я собралась. Я сообщила, что вечером
с друзьями отмечаю Новый Год. Часть моей группы решила, что я явно встала
не с той ноги, кто-то подумал, не пора ли звонить в “скворечник” (психиатрическую
больницу), но все же нашлось несколько студентов, так или иначе имевших
отношение к евреям и догадавшихся, о каком Новом Годе идет речь. Для неосведомленных
пришлось разъяснить, что евреи отмечают Рош ха-Шана, то есть Новый Год
в сентябре. Не обошлось без реплик типа: “У них все ни как у людей”. Возможно,
подобные фразы звучат с легким оттенком антисемитизма, но я бы назвала
это элементарной завистью, ведь евреи могут отпраздновать Новый Год дважды
(в сентябре и в январе).
На приглашение пойти со мной в ДК Газа на
Рош ха-Шана еврейская часть группы отказалась, приведя в аргумент, что
им достаточно Нового Года в январе и “вообще, что они там забыли”?
И действительно, что такое еврейский Новый
Год в России? Для большинства моих сверстников, с которыми я общаюсь в
“Гилеле”, существует два Новых Года: Рош ха-Шана и ночь с 31 декабря на
1 января. Как ни крути, но Дед Мороз и Снегурочка – более яркие и теплые
воспоминания детства. Во многом этому способствовала Советская власть,
но много ли изменилось после возвращения к истокам? К семи часам в ДК Газа
собралось около тысячи человек. Хотя кто нас считал?! Контингент подобрался
самый разнообразный: молодежь, среди которых были как старожилы, так и
совсем новые люди, родители.
Главная задача таких мероприятий – всем угодить.
Чтобы не было скучно и долго, и при этом – всем понятно и оригинально.
Отойти от банальной схемы выступления не удалось, традиции – они и в Африке
традиции. На сцене было представлено легкое подобие службы с молитвами
в исполнении хора и небезызвестного Константина Котельникова. Песни, танцы,
звуки шофара и, конечно, неизменные атрибуты Рош ха-Шана: яблоки с медом,
гранаты, финики, рыбья голова… К каждому яству были соответствующие трактовки,
объясняющие их значение.
Организационные неурядицы не обошли стороной
наше веселье. Народу было так много, что получить угощенье всем сразу оказалось
не просто. Поэтому после торжественной части пришлось помяться часик в
фойе, так сказать, в тесном еврейском кругу…
“Евреи дружною толпою отправились
наверх –
с едою там встреча их ждала”…
Пили, ели, запивали и закусывали, громко говорили,
много спорили, долго рассуждали, упорно убеждали друг друга в чем-то. Тема
для разговора всегда найдется, все это – тоже еврейская традиция!
Хотя этот еврейский праздник по сути своей
серьезный, он не исключает веселья и радужных надежд. Мы возьмем яблоко,
обмакнем его в мед и отпразднуем день обновления. Сладкий мед напомнит
нам, как сладостно снова прикоснуться к еврейской традиции.