Эстонский журнал “Радуга” №3 за 2001 год
У редакции литературно-художественного альманаха
Союза писателей Эстонии “Радуга”, выходящего на эстонском и русском языках,
стало традицией уделять особое внимание материалам по иудаике. В свежем,
3-ем номере журнала за этот год, еврейской теме вновь посвящено немало
интересных материалов.
Он открывается классическим стихотворением
Владимира Соловьева “Имману-Эль”. В разделе, названном “Иерусалимские сны”,
представлена поэзия наиболее известных современных израильских поэтов в
переводах Ильи Сунделевича, что для нашего читателя равноценно открытию
– как самих ивритских поэтов И. Амихая, Д. Пагиса, Н. Заха, М. Вмзельтира,
И. Валаха и Л. Алон, так и Ильи Сунделевича в качестве замечательного переводчика
поэзии. В этом же разделе можно прочесть стихи Виталия Шнайдера, бывшего
таллиннского поэта, который сейчас живет в Германии. Казалось бы, Шнайдера
нельзя назвать еврейским поэтом: его родной язык – русский, но еврейской
темы он касается в своих произведениях постоянно, переосмысливая для себя
философский опыт своих предков.
В номере две блестящих, на мой взгляд, работы
студента Педагогического университета Й. Каца – “Путешествие по собору”
– философское эссе на тему связи между нами и нашими предками, о
том, что, осознав прошлое, мы лучше поймем себя. А также увлекательно изложенное
исследование об истории Таллиннской синагоги, снабженное экскурсами в прошлое
евреев Эстонии и привлечением богатого фактического материала из архивов.
С эссе Й. Каца перекликается размышление Д. Всевиова “Есть ли у истории
память”? Автор делает вывод, что для истории одинаково опасна как абсолютная
память, так и абсолютная ее утрата.
В мире до сих пор бытует мнение, что евреи
в период Холокоста дали себя уничтожить без особого сопротивления, “как
бараны на бойню” идя в концлагеря, гетто и газовые камеры. В исследовании
С. Бломберг “Мифы и реальность о “еврейской покорности” на примере периода
Катастрофы” рассматривается эта проблема в разных аспектах и доказывается,
что ни о какой “еврейской покорности” не может быть и речи.
В материале Т. Шор можно узнать о жизни замечательного
ученого-гебраиста Лазаря Гульковича, чья деятельность проходила в Эстонии.
Неожиданный и оригинальный взгляд на такое
явление, как русский советский еврей, представляет исследователь из Петербурга
А. Львов. У автора в связи с этим много последователей и противников, но
мало кого статья оставляет равнодушным.
Остается пожелать, чтобы традиция время от
времени посвящать большинство материалов очередного номера иудаике “Радугой”
была продолжена, ведь темы еврейской древней и современной культуры интересуют
многих – как евреев, так и неевреев, но в Эстонии нет другого периодического
издания, где можно было бы регулярно встретить такие материалы.