Эстонский журнал “Радуга” №3 за 2001 год

посвящен еврейской тематике

     У редакции литературно-художественного альманаха Союза писателей Эстонии “Радуга”, выходящего на эстонском и русском языках, стало традицией уделять особое внимание материалам по иудаике. В свежем, 3-ем номере журнала за этот год, еврейской теме вновь посвящено немало интересных материалов.
     Он открывается классическим стихотворением Владимира Соловьева “Имману-Эль”. В разделе, названном “Иерусалимские сны”, представлена поэзия наиболее известных современных израильских поэтов в переводах Ильи Сунделевича, что для нашего читателя равноценно открытию – как самих ивритских поэтов И. Амихая, Д. Пагиса, Н. Заха, М. Вмзельтира, И. Валаха и Л. Алон, так и Ильи Сунделевича в качестве замечательного переводчика поэзии. В этом же разделе можно прочесть стихи Виталия Шнайдера, бывшего таллиннского поэта, который сейчас живет в Германии. Казалось бы, Шнайдера нельзя назвать еврейским поэтом: его родной язык – русский, но еврейской темы он касается в своих произведениях постоянно, переосмысливая для себя философский опыт своих предков.
     В номере две блестящих, на мой взгляд, работы студента Педагогического университета Й. Каца – “Путешествие по собору” –  философское эссе на тему связи между нами и нашими предками, о том, что, осознав прошлое, мы лучше поймем себя. А также увлекательно изложенное исследование об истории Таллиннской синагоги, снабженное экскурсами в прошлое евреев Эстонии и привлечением богатого фактического материала из архивов. С эссе Й. Каца перекликается размышление Д. Всевиова “Есть ли у истории память”? Автор делает вывод, что для истории одинаково опасна как абсолютная память, так и абсолютная ее утрата.
     В мире до сих пор бытует мнение, что евреи в период Холокоста дали себя уничтожить без особого сопротивления, “как бараны на бойню” идя в концлагеря, гетто и газовые камеры. В исследовании С. Бломберг “Мифы и реальность о “еврейской покорности” на примере периода Катастрофы” рассматривается эта проблема в разных аспектах и доказывается, что ни о какой “еврейской покорности” не может быть и речи.
     В материале Т. Шор можно узнать о жизни замечательного ученого-гебраиста Лазаря Гульковича, чья деятельность проходила в Эстонии.
     Неожиданный и оригинальный взгляд на такое явление, как русский советский еврей, представляет исследователь из Петербурга А. Львов. У автора в связи с этим много последователей и противников, но мало кого статья оставляет равнодушным.
     Остается пожелать, чтобы традиция время от времени посвящать большинство материалов очередного номера иудаике “Радугой” была продолжена, ведь темы еврейской древней и современной культуры интересуют многих – как евреев, так и неевреев, но в Эстонии нет другого периодического издания, где можно было бы регулярно встретить такие материалы.

Светлана ЯЦКИНА,
Таллинн
Сайт создан в системе uCoz