Режиссер Стивен Дэлдри снял свой дебютный
полнометражный фильм “Билли Элиот” в 1998 году. А у нас его
показали в апреле 2001 года на фестивале Нового британского кино в Доме
кино. Фильм, номинированный по трем позициям на “Оскар-2001”, поначалу
кажется сентиментальной рождественской сказкой, немного скучноватой, нравоучительной,
сестрой своих голливудских аналогий. Одиннадцатилетний Билли Элиот (Джейми
Белл), которого мрачный отец-шахтер заставляет ходить на бокс, тянется
к искусству балета (в соседнем зале, благо, натаскивают девочек в пачках).
Преодолевая огромное сопротивление косной мужской среды, мальчик все же
добивается своего: становится
звездой большого балета. Сентиментальности прибавляет и образ доброй по
сути, хотя внешне и грубоватой преподавательницы танцев, нарочито пользующейся
дежурным шестидесятническим сленгом, типа “ну, вали отсюда”. Сентиментален
же и образ полурехнувшейся бабушки, которая иногда сомнамбулически отправляется
в поля, в сторону железной дороги, вероятно, слушать гудки паровоза, как
чеховские три сестры, и которая “сама в юности занималась балетом”. Не
менее сентиментален и прозревающий под конец папаша, вытирая скупые мужские
слезы, наскребающий последнюю мелочь на обучение гения-сына в Королевском
балетном училище. Бедный шахтер никогда не видел Лондона, и поездка туда
с сыном – его первое знакомство со столицей. Сентиментальна и вся жизнь
семьи, с достоевщинкой, с надрывом. Старший брат Билли – наркоман и активный
профсоюзный борец с полицией. Бедность и безысходность. Папа разбивает
кувалдой старое пианино. Билли говорит: “Мама бы разрешила на нем играть”.
Отец орет: “Ее нет, Билли, заткнись!”
Замкнутая мужская среда в отсутствии женщин, как известно, испытывает идиосинкразии,
связанные с различными нестандартными явлениями: “Ты не станешь педиком,
понял!” – ставит точки над i разъяренный папа в ответ на признание сына
в занятиях балетом. Но Билли постоянно отвечает на эти обвинения: “Если
я интересуюсь балетом, это еще не значит, что я голубой”. “Не все балетные
– голубые”, – утверждает маленькая ученица балетной школы. И тому подобное
в том же духе. Но все же в ситуации замкнутой мужской среды, да еще к тому
же и среды бастующих шахтеров, по логике хорошего сценария, мало одних
лишь намеков на девиантность, необходимо, так сказать, ее позитивное утверждение,
эпифания. Так в фильме появляется одноклассник Билли – мальчик, влюбленный
в главного героя.
Но “Билли Элиот” не просто сентиментальная сказка и не “социальная” картина
о гендерных предрассудках. Если вдуматься, сценарий гораздо хитрее и состряпан
с размахом, как постмодернистская формула, утверждение нового капиталистического
статус кво, где девиации играют отведенную им роль.
Фильм имеет два основных плана: это, во-первых,
жестокие мужские игры, то есть социальный конфликт бастующих рабочих и
администрации, мир грубых тружеников в их столкновении с властью; во-вторых,
это семейная история Элиотов, где Билли выбирает себе роль покойной матери,
как бы принимая на себя функцию символического, утерянную вместе с женским
началом семьи Элиотов. Точнее, возможно, сам беснующийся в первой части
фильма отец вытесняет в своего младшего сына тень мертвой жены, которую
ему так и не удается изгнать и уничтожить вполне (как он ни крушит, вместе
с разбиваемым пианино, все, напоминающее о ней). Билли становится спасителем,
как бы гарантом порядка для своей семьи и мира вообще. Как только он поступает
в Королевское училище, шахтеры, по совпадению, возвращаются на кабальную
работу, причем даже не уточнено, выполнены ли их условия хотя бы отчасти.
В психоаналитической теории Лакана,
к примеру, именно женская, материнская функция несет ответственность за
функционирование символического порядка и его совпадение с социальным.
В конце фильма буйный папа и столь же буйный братан героя выглядят вполне
смирными и чуть не плачут от умиления на премьере “Лебединого озера”
(автор которого, как известно, тоже проявлял гендерную рефлексию), а рядом
с ними, как ни в чем не бывало, сидит влюбленный в Билли одноклассник Майкл,
в красном платьице. Порядок, как социальный, так и символический, установлен.
В соответствии с законами русской сказки,
брата должно быть не два, а три. И младший, конечно, самый главный. Но,
в принципе, мы вполне можем счесть отца Билли его старшим братом номер
один, а его хулигана-брата – братом средним. Главой семьи тогда, в сущности,
становится выжившая из ума бабушка (играющая роль виртуальных “трех сестер”).
И тогда фильм Стивена Дэлдри отчасти совпадает по своей морфологии с русской
сказкой, а отчасти намекает желающему на Чехова и вообще декаданс.