Открытие Еврейского музея в Берлине состоялось
9 сентября и прошло на редкость пышно и торжественно. И то сказать, на
церемонию пожаловали федеральный президент Иоханнес Рау, канцлер Герхард
Шредер, Генри Киссинджep, а также обербургомистр Большого Берлина, спикер
бундестага, израильский посол и другие гости, числом более восьмисот человек.
Фраки, вечерние платья, юпитеры, телекамеры, дежурные улыбки, ахи и охи
восхищения, ветвистые речи, остроумные тосты! Словом, великосветское шоу,
которое чуть не затмило недавнюю — на всю Европу! — свадьбу принца Хокона,
будущего короля Норвегии.
А что же музей? Великолепное здание, построенное по проекту американского
архитектора Дибескинда, — само по себе музей. Башня Холокоста, Сад Изгнания
и некоторые другие детали этого строения воспринимаются как экспонаты.
Впрочем, их, экспонатов, и без того четыре тысячи. Картины и фотографии,
документы и предметы быта, макеты, скульптуры — все то, что бывает в обычных
музеях. И еще многое из того, чего в обычных музеях не бывает, ибо Еврейский
Музей оборудован по самому последнему слову выставочной техники. Десятки
телеэкранов, на которых посетители могут посмотреть "живые" картинки —
фильмы из жизни простых и знаменитых евреев, виды еврейских жилищ и кварталов,
богослужение еврейских (немецких, конечно) солдат на фронте Первой мировой
войны и многое другое. Ясно, что вся эта телевидеотехника, лазерные подсветки
и прочие новинки техники должны компенсировать отсутствие подлинников исторических
документов, часть которых погибла, а часть находится в Израиле, США и Англии
(где, кстати, давно существует музей немецкого еврейства), а также сделать
экспозицию зрелищной, динамичной, доступной человеку с улицы. Правда, создается
впечатление, что устроители музея не всегда чувствуют, где кончается доступность
и начинается китч.
И еще один замысел устроителей, который особенно
импонировал высоким гостям, — показать, что Холокост — не главное событие
в двухтысячелетней истории немецкого еврейства, в которой можно найти немало
ярких страниц. Впрочем, не станем укорять устроителей музея в том, что
они создали китч на еврейские мотивы — это всего лишь мода, и когда-нибудь
она пройдет. Не станем оспаривать тезис о Холокосте как о рядовом явлении
истории, хотя я лично думаю, что в словосочетании "гибель "Титаника" ключевым
является именно первое слово. И уж тем более не станем укорять организаторов
музея в отсутствии важных исторических документов. Совершенно очевидно,
что немецкая столица украсилась еще одним чудом, которое, без сомнения,
войдет в путеводители наряду с новым зданием бундестага и резиденцией канцлера.
Ощущение чего-то искусственного вызвало у меня совсем другое. Но я долго
понять не мог, что именно. Выручил пожилой человек, который с тяжелым русским
акцентом спросил: "А что это у них за веревочки торчат из-под пиджака?"
(имелись в виду цицит). Тут-то меня и осенило. У этого музея есть — или
будет — все, но у него никогда не будет посетителей, которые скажут — это
музей моей истории! Потомков немецких евреев можно встретить в Израиле,
Англии, США, но в самой Германии их по пальцам сосчитать. Тех, кого сегодня
принято называть немецкими евреями (то есть тех, у кого родной язык немецкий),
дети и внуки беженцев из Польши, Румынии и Венгрии, которые в послевоенное
время по тем или иным причинам "не доехали" до США или Израиля. До 1991
года община этих "поляков" и "румын" едва достигала 30 тысяч человек и
состояла из торговцев мелкой и средней руки. И хотя интеллигенции и людей
с каким-то общественным положением среди них не было, тем не менее большинство
твердо держалось общины и синагоги. Казалось, после 1991 года, когда правительство
в Бонне провозгласило политику "открытых дверей" для евреев из стран СНГ
и предоставило им неслыханные льготы, положение изменится. Оно и изменилось.
Увы, не в лучшую сторону. Верно, десятки тысяч людей устремились в Германию
(сегодня в иных городах России и Украины очередь на подачу документов растянулась
на два года!), и до 40 тысяч из них уже обосновались в этой стране. Но
что это за люди, что привело их в немецкое государство, как строят они
свое будущее в этой стране? По сообщениям немецкой печати, минимум 30 процентов
"еврейских беженцев" — люди, не имеющие никакого отношения к евреям, но
сумевшие обмануть немецкие консульства в разных городах СНГ. Остальные
в той или иной степени отношение к еврейству имеют, но оно кончается в
тот момент, когда чиновник в немецком консульстве объявляет: "Ваши документы
приняты". Начинается процедура переезда и обустройства, где главная забота
большинства — не упустить чего-либо из тех жирных подачек, которые выделяются
"жертвам погромов" федеральным и земельным правительствами. Ну а еврейская
община?
— А что там дают?
— Ничего.
— Ничего! Ну и пошли они...
Но вот период начального обустройства завершен.
Чем нынче живут "еврейские эмигранты из СНГ"? Старшее поколение целиком
и полностью приковано к русскому телевидению. Мало кто из них знает имя
председателя местной или всегерманской еврейской общины, но то, что сказали
сегодня Жириновский, Зюганов или Явлинский, обсуждается страстно и без
конца.
Среднее поколение предпочитает шашлыки в компании
"своих", клубы авторской песни, концерты бесчисленных гитаристов, баянистов,
чтецов, певцов и Бог знает кого еще из российских и украинских городов
и городишек.
А младшее? Те уже плохо говорят по-русски
и "стариковскому" языку предпочитают общество немецких сверстников, городскую
молодежную культуру, мечтают стать стопроцентными немцами. Согласно официальной
статистике, каждый человек, эмигрировавший в страну по "еврейской линии",
числится евреем. Так что если вы откроете справочники, то обнаружите, что
еврейская община Германии резко увеличилась. Но не верьте цифрам — все
это "мертвые души". Еврейский музей для них то же самое, что и буддийский,
британский или какой-нибудь другой.