Мой собеседник Виктор Вайнерман – человек в
Омске известный: заслуженный работник культуры России, директор государственного
Литературного музея им. Ф. М. Достоевского... Он, автор книги “Поручаю
себя Вашей доброй памяти” (Достоевский и Сибирь), занимает далеко не последнее
место среди исследователей творчества великого писателя.
А вот как еврей 47-летний Виктор Соломонович
– почти ребенок...
– Мою маму звали Хана Перцевна, а отца – Соломон
Гершкович. Вырос я на Украине и сполна хлебнул там антисемитизма, – говорит
В. Вайнерман. – Тем не менее, я почти ничего не знал о еврейской культуре
и традициях. Не могу понять, почему мои родители (царство им небесное!)
не посвящали меня во все это. Между собой они иногда говорили на идише,
но только для того, чтобы что-то скрыть от меня...
Как это нередко бывает в наше время, евреем
Виктора Соломоновича сделали не родители, а ... сын. Илья был мадрихом
в Сохнуте, потом уехал в Израиль... И вот теперь знаток творчества Достоевского
стал читать книги по иудаике, заходить в синагогу... А в зале его музея
по воскресеньям собирается клуб любителей еврейской культуры.
– Должен же Достоевский как-то оправдаться
за тот антисемитизм, в котором его обвиняют, - шутит Виктор Соломонович
по этому поводу.
Если уж А. Куприн, автор “ Суламифи” и “Гамбринуса”,
в частной жизни, оказывается, был юдофобом, если “совесть русской поэзии”
А. Блок поддерживал литераторов-черносотенцев, то, что же сказать о Федоре
Михайловиче, к которому давно и прочно прилепилось звание антисемита!..
Вот об этом и состоялась у нас беседа.
– Сразу отметим, что ни в одном своем романе Достоевский не опускается до антисемитских выпадов, – утверждает автор книги о Достоевском. – В “Братьях Карамазовых” встречаются, правда, нелестные высказывания о поляках и немцах, а в других произведениях – о французах. Еврейской же “темы” писатель касается только в “Записках из Мертвого дома”, где представлены художественно обработанные воспоминания о пребывании Достоевского на каторге в Омском остроге. И то – все его антиеврейские высказывания можно запросто списать на антисемитизм рассказчика, Александра Петровича Горянчикова, от лица которого ведется повествование. Так, последний, описывая единственного еврея в каторге, Исая Фомича, изо всех сил подчеркивает уничижительные особенности внешности и поведения “жидка”, указывает на его хитрость, дерзость, заносчивость и в то же время – глупость и трусость.
– Но, помимо художественных произведений,
о взглядах писателя говорят и его публицистика, и эпистолярное наследие...
– Общеизвестные обвинения Достоевского в юдофобии
базируются, главным образом, на исследовании “Дневника писателя”. В мартовском
выпуске “Дневника” за 1877 год вторая и третья главы полностью посвящены
изложению точки зрения Федора Михайловича на “еврейский вопрос” в России.
Достоевский цитирует своих оппонентов, которые упрекают его в том, что
он страдает этой застарелой болезнью человечества, и пытается откреститься
от подобных обвинений. И делает это таким образом, что как бы обвиняет
сам себя: он говорит о неких природных качествах евреев, которые поневоле
вызывают отрицательные чувства у русского человека. Он пишет о безжалостности
и паразитизме евреев по отношению к населению отсталых окраин России, о
существовании еврейского “государства в государстве”, основанного на надменном
противопоставлении богоизбранного народа всем остальным...
Естественно, писателю – защитнику “униженных и оскорбленных” – антипатичны
евреи-ростовщики, евреи-купцы и евреи-банкиры. И хотя его оппоненты пишут,
что из трехмиллионной еврейской массы 2 млн. 900 тысяч ведут нищенский
образ жизни, Достоевский не принимает в расчет этих цифр.
...Хотелось бы спросить Федора Михайловича,
почему он не подсчитывает, сколько же кровососов среди русских в соотношении
с евреями, почему эксплуататорские черты он видит только в евреях… Но ведь
не спросишь...
– Мне странно, что все это декларирует
писатель, который так страдал даже от невинно пролитой “слезы ребенка”.
Вот М.Цветаева, в своих прозаических воспоминаниях воссоздавшая крайне
неприятные типы евреев, в стихах, напротив, сочувственно сравнивает поэтов
с евреями: они ведь также непонимаемы массой, также гонимы...
– Хочу вернуться к тому, с чего начал: в своих
художественных произведениях, в отличие от автобиографических и публицистических,
Достоевский никогда не опускается до антисемитизма, потому что его гениальность
как художника побеждает его личные пристрастия и антипатии, в том числе
юдофобию. Здесь, как и в случае с Цветаевой (которая гениальна именно как
поэт), с Куприным, мы видим борьбу художника с личностью и победу первого
над вторым.
– Как тут не вспомнить прямо противоположный
пример, но уже из нашего времени: победу личности над художником, вплоть
до полного “убийства” последнего. Я имею в виду Валентина Распутина...
– Еще бы хотел добавить такой штрих: Достоевский
– и в своей жизни, и в творчестве – был необычайно с т р а с т н ы м человеком.
Он страстно хотел, чтобы в России наступило время, когда не будет “униженных
и оскорбленных”, когда все люди смогут реализовать свои способности...
Он действительно так любил Россию и страдал от ее несовершенства, что пытался
найти виновных... В лице немцев, поляков, евреев и прочих иноверцев.
– Вы как будто оправдываете его ксенофобию
и, в частности, антисемитизм...
– Нет, я просто пытаюсь его понять.
Знаете, однажды на конференции в Старой Руссе я оказался свидетелем такого
разговора с Галиной Коган – одной из создательниц музея Ф. М. Достоевского
в Москве. Разговор шел об эпилепсии Федора Михайловича, о страданиях его
и жен писателя. Кто-то вдруг спросил Галину Владимировну: “Вы так много
знаете о его здоровье и тяжелом характере. Как это все вас не оттолкнуло
от Достоевского?” Ответ Коган – тоже еврейки! – я запомнил на всю
жизнь. Она сказала: “Просто я его люблю...”
Это, конечно, чисто женский подход. У меня
– другое. Со студенческих времен Достоевский мне был интересен как писатель,
мне хотелось понять, особенно применительно к его романам, - как
это сделано. Пытался и пытаюсь понять психологию его творчества. И
когда я вплотную подошел к такому явлению, как антисемитизм Федора Михайловича,
я не отмахнулся от него, а сказал себе: вот, это еще одна д е т а л ь творческого
механизма. Положил эту деталь перед собой, рассмотрел ее и... посвятил
ей страницы в своей книге о Достоевском.
И ничего смертельного во всем этом не вижу.
Наоборот, мне непонятно, когда некоторые мои соплеменники возмущаются:
“Почему вы занимаетесь Достоевским, если знаете о его антисемитизме?” Если
возненавидеть всех, кто высказывался плохо о евреях и иудаизме (а примеры
мы можем увидеть в статье Б.Сарнова, которую обсуждали выше), то поневоле
начнешь ненавидеть русскую литературу и шире – Россию.
... В Омском музее им. Ф. М. Достоевского только часть залов посвящена писателю и его пребыванию в Омском остроге. Другая часть отдана экспозиции, рассказывающей о литературной жизни города на Иртыше в течение последних двухсот лет. Здесь немало фотографий деятелей культуры, среди них, конечно, есть и еврейские лица. Куда же без нас?
г. Омск