Евреи Америки

     В России, грубо говоря, с этим народом дело обстоит так. Имеются, во-первых, ассимилянты, которые не имеют почти ничего общего с записью в паспорте, во-вторых, те, у кого есть некоторое еврейское самосознание, и проявляется это, в основном, в наличии книг о евреях и пластинок с национальной музыкой, и, в-третьих, те, кто соблюдает еврейские традиции; причем последних очень мало.
     Америка разнообразна во всех отношениях, и в этом – тоже. По ту сторону Большой соленой воды в наличии имеется больше типов евреев, чем в России. По степени соблюдения еврейских традиций их можно разделить на следующие основные типы: нерелигиозные, реформисты, консерваторы, модерн-ортодоксы, строгие ортодоксы. Деление это в определенной степени условное, поскольку мы неоднократно наблюдали у конкретных людей наличие признаков явно разных категорий. Тем не менее, как-то группировать надо, поэтому опишем, хотя бы качественно и неполно, все группы.

    Нерелигиозные
     Поскольку определить, во что человек верит или не верит трудно (да и понятие это не столь простое), выделять эту категорию можно по их поведению. Эти люди не проявляют никаких еврейских черт: не празднуют соответствующих праздников, не ходят в синагогу, не носят кипу (ермолку) и не соблюдают традиций, касающихся одежды и питания. Они часто вступают в смешанные браки, их много среди эмигрантов из бывшего СССР, и вообще они похожи на российских евреев-ассимилянтов. С другой стороны, некоторые из них отмечают какие-то праздники или справляют свадьбу по еврейскому обряду. Наверное, в такой ситуации важны мотивы того или иного поведения. Что касается именно праздников, может повлиять то, что человеку вообще хочется праздновать какие-нибудь праздники. Дня Благодарения и дня рождения (еще Нового года для приехавших  из СССР) ему оказывается недостаточно, и он добавляет какие-то еврейские праздники. Впрочем, некоторые из них празднуют и Рождество, особенно в смешанных семьях (отсюда шутка – "папа, а мы на Хануку елку ставить будем?")

    Реформисты
     Они не хотят вести себя в быту, как евреи, но хотят считать себя евреями. Психологический механизм здесь совершенно понятен. Особенности реформистской синагоги: люди одеты совершенно не по-еврейски, т.е. большинство мужчин не носят кипу, никто не употребляет талес (покрывало для молитвы), многие женщины в брюках и с непокрытой головой, хотя некоторые надевают нечто вроде кружевной косыночки. Приезжают туда в субботу на машинах, и вообще никакие субботние запреты не соблюдаются.

    Консерваторы
     Это люди, которые в повседневной жизни в основном еврейские традиции не соблюдают (не носят кипу, женщины ходят в брюках и с непокрытой головой, едят некашерную пищу, в субботу ездят на машине, включают электроприборы и т.п.), но в большей мере, чем реформисты, ощущают себя евреями. Консервативная синагога выглядит так: мужчины и женщины сидят вместе, в субботу используется микрофон, многие женщины с непокрытой головой, иногда даже бывают женщины в брюках, все мужчины в кипах и заворачиваются в талес. Есть отличия в ритуале от ортодоксальной синагоги. Большинство консерваторов отмечают субботу и праздники, но не соблюдают связанные с ними ограничения.
     Многие консерваторы отдают детей в обычную школу, но есть и такие, которые отдают детей учиться в ешиву – еврейскую школу. Это может быть та же ешива, в которой учатся дети модерн-ортодоксов. Зачастую это определяется не степенью строгости, а тем, насколько хорошая паблик скул в городе, где они живут, и какая ешива есть поблизости. Достоинства ешивы – там нет наркотиков и хулиганства. Достоинства паблик скул: в хорошей паблик скул уровень общего образования может быть выше, чем в ешиве. У многих дети получают еврейское образование в воскресной школе.
     Консерватор – это человек, который не только хочет считать себя евреем, но и готов вести себя, как еврей – хотя бы в синагоге. В повседневной жизни он от реформиста отличается мало, и он не хочет отказывать себе ни в чем том, что делают все американцы. Однако количество смешанных браков у консерваторов меньше, чем у реформистов – они не хотят, чтобы их дети были неевреями, а в смешанных семьях это происходит часто.

    Модерн-ортодоксы
     Это категория евреев, о которой мало знают в России, да и в Америке в некоторых регионах их нет. Например, в Бруклине их не видно, а, например, в каком-нибудь небольшом городе в Нью-Джерси они могут преобладать. Они в основном соблюдают еврейские традиции. Отличия от строго соблюдающих в одежде – мужчины ходят в обычной одежде, женщины – не так строго покрывают голову (часть волос видна), некоторые вообще надевают шляпу или парик только в синагогу, во многих общинах ходят с короткими рукавами и юбках с разрезами, в прозрачных чулках, некоторые женщины носят брюки. Летом можно увидеть мужчин в кипе и в шортах.
     Модерн-ортодоксы – это люди, которые открыты для современного американского общества. Большинство из них – это специалисты, закончившие колледж или имеющие и более высокие степени и работающие в своей профессиональной области: адвокаты, врачи, инженеры, ученые, программисты, бизнесмены и т.д. В семьях обычно 3–5 детей. Но когда дети подрастают, женщины идут работать, обычно они тоже являются специалистами. Модерн-ортодоксы смотрят телевизор, видео, интересуются культурой других народов. Разумеется, еврейские книги, традиции и история – объект интереса и одна из любимых тем разговоров, в особенности за столом в субботу и в праздники. Кроме еврейских праздников, отмечаются национальные и день рождения.
     В этой категории дети учатся в ешивах. Ешивы в таких общинах дают общее образование, которое позволяет поступить в колледж. Некоторые поступают в лучшие университеты. Образование, которое получают мальчики и девочки, почти одинаковое. В эти ешивы отдают своих детей и некоторые консерваторы, причем в этих ешивах очень большая нагрузка, поскольку изучаются и общеобразовательные, и еврейские предметы. После окончания ешивы многие перед учебой в колледже на год-два едут в Израиль и учатся в ешиве там. Все модерн-ортодоксы исключительно позитивно относятся к Государству Израиль, некоторые туда переселяются. Многие любят на Шабат или праздники приглашать к себе гостей, иногда совершенно чужих людей, например, иммигрантов. Они довольно редко вступают в смешанные браки, причем нееврейская половина иногда (довольно часто) обращается в иудаизм.

    Строго соблюдающие
     Одежда – мужчины в черных лапсердаках, в черных шляпах или меховых шапках, носят талес, женщины – либо в париках, либо в специальных головных уборах в виде платка, так что не видно ни одного волоска, в непрозрачных чулках, платье всегда с длинными рукавами, верх закрыт до шеи. Многие женщины в результате выглядят неэлегантными в отличие от женщин модерн-ортодоксов.
     Отношение к пище у них более строгое, чем у модерн-ортодоксов: например, они не покупают многие продукты, которые продаются в супермаркетах и имеют знак кашерности, а только те, которые продаются в еврейском магазине в их общине. В семьях обычно много детей – иногда до 10. Живут замкнуто, с неевреями общаются только в случае необходимости. Телевизор, видео не смотрят, компьютером пользуются, но в Интернете ходят только на разрешенные сайты. Разговорный язык – идиш, иврит используют только как язык молитв. Строго соблюдающие не признают никаких праздников, кроме еврейских.
     Есть различия в поведении между разными общинами. Например, в районе Боропарк в Бруклине женщины водят машину, а в Монро (штат Нью-Йорк) – нет. Есть очень строгие семьи, в которых детям не дают читать никаких книг, кроме религиозной литературы, не разрешают заниматься многими занятиями, например, кататься на роликовых коньках и велосипеде. Образование различно для мальчиков и девочек. У мальчиков больше внимания уделяется изучению Торы и мало – общим предметам. У девочек изучения Торы меньше, но больше математики и английского. Девочки не изучают иврит, их только учат, как произносить молитвы и благословения, без разъяснения значения отдельных слов. Преподавание ведется на идише. Общее образование такое, что его недостаточно, чтобы поступить в колледж. Евреи этой категории обычно становятся, кто поспособнее, - учителями или раввинами, остальные – мелкими бизнесменами, продавцами, шоферами, рабочими на комбинатах, вырабатывающих кашерную пищу, и т.п. Есть правда, среди них и программисты. Женщины часто не работают, хотя среди них есть учительницы и продавщицы. Общение мужчин и женщин, не являющихся супругами или близкими родственниками, ограничено – только по необходимости, разве что общие разговоры за столом.

     Эта небольшая заметка не претендует на всестороннее описание. Здесь изложено только то, что пока удалось увидеть и услышать. Большая часть евреев Америки, с которыми я сталкивалась (кроме тех, кто родом из СССР), – это потомки эмигрантов начала века из Восточной Европы, в частности, из Российской империи. Есть приехавшие из Германии в 30-е годы, из Южной Африки, Израиля. На группировку по степени соблюдения накладывается группировка по происхождению - заметно, что чаще дружат с теми и вступают в брак с теми, кто приехал из одной и той же страны.

Мария ГАЙНЕР
Получено от автора в рукописи.
Сайт создан в системе uCoz