В России, грубо говоря, с этим народом дело
обстоит так. Имеются, во-первых, ассимилянты, которые не имеют почти ничего
общего с записью в паспорте, во-вторых, те, у кого есть некоторое еврейское
самосознание, и проявляется это, в основном, в наличии книг о евреях и
пластинок с национальной музыкой, и, в-третьих, те, кто соблюдает еврейские
традиции; причем последних очень мало.
Америка разнообразна во всех отношениях, и
в этом – тоже. По ту сторону Большой соленой воды в наличии имеется больше
типов евреев, чем в России. По степени соблюдения еврейских традиций их
можно разделить на следующие основные типы: нерелигиозные, реформисты,
консерваторы, модерн-ортодоксы, строгие ортодоксы. Деление это в определенной
степени условное, поскольку мы неоднократно наблюдали у конкретных людей
наличие признаков явно разных категорий. Тем не менее, как-то группировать
надо, поэтому опишем, хотя бы качественно и неполно, все группы.
Нерелигиозные
Поскольку определить, во что человек верит
или не верит трудно (да и понятие это не столь простое), выделять эту категорию
можно по их поведению. Эти люди не проявляют никаких еврейских черт: не
празднуют соответствующих праздников, не ходят в синагогу, не носят кипу
(ермолку) и не соблюдают традиций, касающихся одежды и питания. Они часто
вступают в смешанные браки, их много среди эмигрантов из бывшего СССР,
и вообще они похожи на российских евреев-ассимилянтов. С другой стороны,
некоторые из них отмечают какие-то праздники или справляют свадьбу по еврейскому
обряду. Наверное, в такой ситуации важны мотивы того или иного поведения.
Что касается именно праздников, может повлиять то, что человеку вообще
хочется праздновать какие-нибудь праздники. Дня Благодарения и дня рождения
(еще Нового года для приехавших из СССР) ему оказывается недостаточно,
и он добавляет какие-то еврейские праздники. Впрочем, некоторые из них
празднуют и Рождество, особенно в смешанных семьях (отсюда шутка – "папа,
а мы на Хануку елку ставить будем?")
Реформисты
Они не хотят вести себя в быту, как евреи,
но хотят считать себя евреями. Психологический механизм здесь совершенно
понятен. Особенности реформистской синагоги: люди одеты совершенно не по-еврейски,
т.е. большинство мужчин не носят кипу, никто не употребляет талес (покрывало
для молитвы), многие женщины в брюках и с непокрытой головой, хотя некоторые
надевают нечто вроде кружевной косыночки. Приезжают туда в субботу на машинах,
и вообще никакие субботние запреты не соблюдаются.
Консерваторы
Это люди, которые в повседневной жизни в основном
еврейские традиции не соблюдают (не носят кипу, женщины ходят в брюках
и с непокрытой головой, едят некашерную пищу, в субботу ездят на машине,
включают электроприборы и т.п.), но в большей мере, чем реформисты, ощущают
себя евреями. Консервативная синагога выглядит так: мужчины и женщины сидят
вместе, в субботу используется микрофон, многие женщины с непокрытой головой,
иногда даже бывают женщины в брюках, все мужчины в кипах и заворачиваются
в талес. Есть отличия в ритуале от ортодоксальной синагоги. Большинство
консерваторов отмечают субботу и праздники, но не соблюдают связанные с
ними ограничения.
Многие консерваторы отдают детей в обычную
школу, но есть и такие, которые отдают детей учиться в ешиву – еврейскую
школу. Это может быть та же ешива, в которой учатся дети модерн-ортодоксов.
Зачастую это определяется не степенью строгости, а тем, насколько хорошая
паблик скул в городе, где они живут, и какая ешива есть поблизости. Достоинства
ешивы – там нет наркотиков и хулиганства. Достоинства паблик скул: в хорошей
паблик скул уровень общего образования может быть выше, чем в ешиве. У
многих дети получают еврейское образование в воскресной школе.
Консерватор – это человек, который не только
хочет считать себя евреем, но и готов вести себя, как еврей – хотя бы в
синагоге. В повседневной жизни он от реформиста отличается мало, и он не
хочет отказывать себе ни в чем том, что делают все американцы. Однако количество
смешанных браков у консерваторов меньше, чем у реформистов – они не хотят,
чтобы их дети были неевреями, а в смешанных семьях это происходит часто.
Модерн-ортодоксы
Это категория евреев, о которой мало знают
в России, да и в Америке в некоторых регионах их нет. Например, в Бруклине
их не видно, а, например, в каком-нибудь небольшом городе в Нью-Джерси
они могут преобладать. Они в основном соблюдают еврейские традиции. Отличия
от строго соблюдающих в одежде – мужчины ходят в обычной одежде, женщины
– не так строго покрывают голову (часть волос видна), некоторые вообще
надевают шляпу или парик только в синагогу, во многих общинах ходят с короткими
рукавами и юбках с разрезами, в прозрачных чулках, некоторые женщины носят
брюки. Летом можно увидеть мужчин в кипе и в шортах.
Модерн-ортодоксы – это люди, которые открыты
для современного американского общества. Большинство из них – это специалисты,
закончившие колледж или имеющие и более высокие степени и работающие в
своей профессиональной области: адвокаты, врачи, инженеры, ученые, программисты,
бизнесмены и т.д. В семьях обычно 3–5 детей. Но когда дети подрастают,
женщины идут работать, обычно они тоже являются специалистами. Модерн-ортодоксы
смотрят телевизор, видео, интересуются культурой других народов. Разумеется,
еврейские книги, традиции и история – объект интереса и одна из любимых
тем разговоров, в особенности за столом в субботу и в праздники. Кроме
еврейских праздников, отмечаются национальные и день рождения.
В этой категории дети учатся в ешивах. Ешивы
в таких общинах дают общее образование, которое позволяет поступить в колледж.
Некоторые поступают в лучшие университеты. Образование, которое получают
мальчики и девочки, почти одинаковое. В эти ешивы отдают своих детей и
некоторые консерваторы, причем в этих ешивах очень большая нагрузка, поскольку
изучаются и общеобразовательные, и еврейские предметы. После окончания
ешивы многие перед учебой в колледже на год-два едут в Израиль и учатся
в ешиве там. Все модерн-ортодоксы исключительно позитивно относятся к Государству
Израиль, некоторые туда переселяются. Многие любят на Шабат или праздники
приглашать к себе гостей, иногда совершенно чужих людей, например, иммигрантов.
Они довольно редко вступают в смешанные браки, причем нееврейская половина
иногда (довольно часто) обращается в иудаизм.
Строго соблюдающие
Одежда – мужчины в черных лапсердаках, в черных
шляпах или меховых шапках, носят талес, женщины – либо в париках, либо
в специальных головных уборах в виде платка, так что не видно ни
одного волоска, в непрозрачных чулках, платье всегда с длинными рукавами,
верх закрыт до шеи. Многие женщины в результате выглядят неэлегантными
в отличие от женщин модерн-ортодоксов.
Отношение к пище у них более строгое, чем
у модерн-ортодоксов: например, они не покупают многие продукты, которые
продаются в супермаркетах и имеют знак кашерности, а только те, которые
продаются в еврейском магазине в их общине. В семьях обычно много детей
– иногда до 10. Живут замкнуто, с неевреями общаются только в случае необходимости.
Телевизор, видео не смотрят, компьютером пользуются, но в Интернете ходят
только на разрешенные сайты. Разговорный язык – идиш, иврит используют
только как язык молитв. Строго соблюдающие не признают никаких праздников,
кроме еврейских.
Есть различия в поведении между разными общинами.
Например, в районе Боропарк в Бруклине женщины водят машину, а в Монро
(штат Нью-Йорк) – нет. Есть очень строгие семьи, в которых детям не дают
читать никаких книг, кроме религиозной литературы, не разрешают заниматься
многими занятиями, например, кататься на роликовых коньках и велосипеде.
Образование различно для мальчиков и девочек. У мальчиков больше внимания
уделяется изучению Торы и мало – общим предметам. У девочек изучения Торы
меньше, но больше математики и английского. Девочки не изучают иврит, их
только учат, как произносить молитвы и благословения, без разъяснения значения
отдельных слов. Преподавание ведется на идише. Общее образование такое,
что его недостаточно, чтобы поступить в колледж. Евреи этой категории обычно
становятся, кто поспособнее, - учителями или раввинами, остальные – мелкими
бизнесменами, продавцами, шоферами, рабочими на комбинатах, вырабатывающих
кашерную пищу, и т.п. Есть правда, среди них и программисты. Женщины часто
не работают, хотя среди них есть учительницы и продавщицы. Общение мужчин
и женщин, не являющихся супругами или близкими родственниками, ограничено
– только по необходимости, разве что общие разговоры за столом.
Эта небольшая заметка не претендует на всестороннее описание. Здесь изложено только то, что пока удалось увидеть и услышать. Большая часть евреев Америки, с которыми я сталкивалась (кроме тех, кто родом из СССР), – это потомки эмигрантов начала века из Восточной Европы, в частности, из Российской империи. Есть приехавшие из Германии в 30-е годы, из Южной Африки, Израиля. На группировку по степени соблюдения накладывается группировка по происхождению - заметно, что чаще дружат с теми и вступают в брак с теми, кто приехал из одной и той же страны.