А теперь – “заметки бостонца”. А именно – Надькины
мелкие наблюдения (во время тех четырех дней, что она с мальчишками гостила
у нас). Для начала – ее первый шаг в сабвей: “Боже, как же здесь засрано!”
(пардон, здесь и далее – лексика Надина, для колориту). И вот выходит она
из метро уже в Бруклине, а нас нет (мы ее подождали немного и отошли за
пирожными, на эти минуты и разминулись). Решила она позвонить. Трубку взял
ребенок: “Это Саня? – Нет, не Саня. – Миша? – Нет. Тетенька,
вы ошиблись номером, здесь такие не живут”. Надя вешает трубку, и тут осознает
весь комизм ситуации: в АМЕРИКЕ, набрав СЛУЧАЙНЫЙ номер, она получает русский
ответ: тетя, Вы ошиблись!!! Когда через пару минут мы подошли, все Морозовы
все еще смеялись!
Штрих номер 2. Вечерком (то бишь к полуночи)
мы втроем сидим на крылечке, “общаемся”, и мы с Игорем поминутно Надьку
одергиваем: уж коли орешь на весь Нью-Йорк о своих делах, так хоть не матерись,
нам тут еще минимум год жить. И вот в очередной раз я ей что-то такое сказала,
и она ответила весьма раздраженно: “Ну кто здесь тебя по-русски понимает,
забудь уже свои питерские комплексы, не в Раше!” И словно в ответ на ее
гневную отповедь из ближних кустов раздался мужской голос (мужик собачку
выгуливал): “Выйди оттуда на %&$!” Мы не сговариваясь заржали в три
голоса, очень смутив мужика.
В общем, Надька прочувствовала смысл Санечкиной
фразы: “Не видишь, что ли, это китайцы, они по-русски не понимают”. На
фоне песен Высоцкого, звучащих на Кони-Айленде из лавчонки какого-то черного
парня, она окончательно решила, что здесь по-русски не понимают только
китайцы!
Американцам в голову не приходит, что человек,
который жил и РАБОТАЛ в стране, потом в этой стране получает пенсию от
ГОСУДАРСТВА. Государственные пенсии (SSI) в Штатах тоже мизерные, и жить
на них сложновато. Вот недавно местная русская газета писала о скольких-то
там десятках тысяч евреев в Нью-Йорке, живущих за гранью нищеты и не имеющих
медицинских страховок, призывала к благотворительности... И не надо рассуждать
о том, что вот “ихняя нищета, поди, побогаче” – круче она во многом. Во
всяком случае, таких жутких типов, как побирушки в Манхеттене, я в России
даже на папертях монастырей не видала... Чуть ли не каждая скамейка в Централ-парке
– чей-то дом. Все время видишь на улице бездомных на велосипедах или с
тележками (живописнейшее зрелище!) – везде приторочены какие-то коробки
и мешки (все их имущество, их “дом”), часто они заняты сбором пластиковых
бутылок или пивных банок. Причем для них пластиковая бутылка от молока
– более желанная находка, чем стоящий на обочине исправный телевизор, это
они оставят на месте: куда его девать при отсутствии дома? Это – находка
для меня и для других недавно приехавших, ибо, будь ты хоть директором
банка (а эту работу мало кто находит в первый месяц по приезде) – все равно
за три дня купить ВСЕ, что нужно для жизни, невозможно. Кстати, интересно
отношение людей, выносящих из дому ненужные вещи, к их будущим хозяевам.
Книги, например, выносят в ПРОЗРАЧНЫХ полиэтиленовых пакетах, плотно завязанных
(от дождя), чтоб проходящие могли увидеть обложки и решить, нужно ли им
это. Очень аккуратненько ставят мебель, посуду, технику, игрушки, а одежду
порой развешивают на заборе ПОСТИРАННУЮ. Никто не засунет в мусорный бак
то, что, возможно, кому-то может еще пригодиться, всегда аккуратненько
положат рядом: не заберет никто за день-два до приезда мусорной машины
– уедет все на свалку, но нельзя унижать кого-то необходимостью заглядывать
в мусорный бак...
В Бруклине нищих поменьше, разница с Манхэттеном
– как между Невским и каким-нибудь тихим купчинским уголком: в Питере тоже
на окраинах они не такими стадами пасутся, как в центре. Есть, конечно,
свои, примелькавшиеся уже сборщики подаяния. Регулярно выходит на Авеню
М чернокожий наркоман с органолой, лупит по клавишам в стиле “сколько будет
стоить, чтобы вы помолчали”, периодически скрипач в ермолке довольно скверно
наяривает ресторанный репертуар: “Хава Нагила”, “7.40” и т. п. – с претензией
на “национальный колорит”. А каждую пятницу возле кашерной кондитерской
собирает пожертвования жутко потешный толстяк в кепочке (зимой поверх кепочки
повязан теплый платок!) – по-английски почти не говорит, только на иврите,
однако объяснил мне, как смог, что собирает на шабатнюю трапезу для бедных
семей (возможно, конкретно своей бедной семье, а может, и правда для общины
старается – я дала доллар и дальше вникать не стала). Как-то приятный мальчик
под израильским флажком собирал монетки жертвам терактов. Ну, это вообще
другая тема, этот явно не в свою пользу старался, а старался привлечь внимание
общественности к проблемам терроризма, я с ним поговорила – старшеклассник-активист
из ешивы, он так благодарил меня за мой скромный доллар, словно я по меньшей
мере всю его организацию уважила, если не весь народ...
А вообще американцы (именно американцы, а
не иммигранты) – люди милосердные и участливые. Вот картинка с натуры:
по вагону метро идет красивый белый юноша, однорукий, и высвистывает на
губной гармошке нечто отвратительное, даже отдаленно не похожее на мелодию.
Рядом со мной огромный черный детина, уличный торговец (с баулом какой-то
дряни, которую он не дораспродал), ест какой-то жалкий гамбургер, запивает
кока-колой, явно это его первая еда за день. Однако парнишке пару квотеров
кидает в стаканчик.
Вообще, уличных и “метрошных” побирушек в
Нью-Йорке больше, чем в Питере (я не говорю сейчас об уличных музыкантах,
художниках и артистах, их тоже много, довольно профессиональных). Одно
отличие: здесь НИКОГДА не увидишь побирающегося ребенка. Я просто не представляю
себе, чтобы в Нью-Йорке такого ребенка немедленно не забрали бы в полицию
и не решили бы как-то его судьбу (усыновлением, приютом и т. д.)!
В метро висят наряду с рекламными щитами и
такие: “Оказывайте помощь. НО НЕ ЗДЕСЬ!”, а внизу – банковский счет благотворительной
организации. Но все равно люди, конечно, подают... Отнести бродяге свою
банку из-под пива, чтоб он превратил ее в 5 центов – для американца естественно...