ДМИТРИЙ КОЛОМЕНСКИЙ;* * *
Мы уходим из дома. И дом, как живой,
Зажигает глазища, премудрой совой
Притворяется, ухает ветром в трубе,
И взлетает, и бьётся в сосновые сети.
Ты не смейся: на крыше остался рубец –
Это падало дерево. Малые дети,
Мы стояли поодаль, где деда велел.
И тогда оно дёрнулось, выгнуло спину...
В кинофильме каком-то, увидев расстрел,
Я не мог оторваться, смотрел и смотрел,
Как шеренга деревьев вдруг выгнула спину,
Как шеренга деревьев вдруг выгнула спину.
Мужики тараканами прыснули врозь,
И поплыло тяжелое серое тело.
Я не помню, чего-то им не удалось,
Может, ветер подул, или мышка задела...
Только падало дерево. Грохот и плач.
И в конвульсии воздух стригущие ветви.
И поставивший ногу на пень, как палач,
Тракторист, и рванувшая с воплем из церкви
стая галок. По Волге текли корабли,
Дорожала еда, дешевели рубли,
Приспособили пень под основу стола.
И теперь мы уходим из дома, уходим.
Мама старой соседке ключи отдала
и купила билет на пустой пароходик.
И стекали по стёклам кают города,
И в гранитных застенках металась вода,
Незнакомая, чёрная, с запахом тленья.
Мы оставили дом навсегда. Навсегда
Нас присвоили зданья, постройки, строенья.
Ты не смейся. Я знаю: всё мусор, жнивьё,
Но горчит деревенское детство моё,
Желтизна молока, кислый запах жилья.
Деревенский еврей городского разлива,
Я живу. И двоится порою моя
Тень, ложась на поверхность залива.* * *
Да. Потом мы перебрались в город. Здесь
вдвое жизнь дороже. Меньше хочешь есть,
больше спать. А в остальном – без изменений:
снег зимой, и осенью гудят ветра –
знаешь, звук такой особенный, осенний –
слышно здорово, особенно с утра.Нет. Не мучился. И дальний переезд
Не пугал. Охота к перемене мест?
Вряд ли. Просто недостаток сантиментов,
пресловутый местный климат, холод рук
или вот еще – отсутствие ферментов…
Не пытался разобраться. Недосуг.Да. Не сразу, но сумел войти в контакт
с местным ритмом. В общем, научился в такт –
не сбиваюсь. Выучился без запинок
именам мостов, каналов, площадей,
осенью хожу, не замочив ботинок,
в феврале гриппую – все как у людей.Нет. В театре не успел. В музее был –
мамонт, шкура волка, чучела кобыл –
нет, не в кайф. Но дети, дети как смотрели!.
Им и кровь с конкретной примесью воды,
и отличия Кваренги от Растрелли,
и цветочки-корешочки, и плоды.Да. Хороший садик, школа, институт.
Дети. Где и жить им, ежели не тут?
Не у нас же, средь полыни с лебедою,
Рядом с пыльным солнцем, на зеленом дне
Дворика, где дым листвою молодою
Пахнет, и где клены золотой ордою
Стрелы листьев шлют вдогонку мне.
* * *
Пролетая над тем, что от них осталось,
Не осиливая путь – пролетая,
Извлекаешь немногое, самую малость,
Разожмешь ладошку – пустая.Только и видишь, как медной монетой,
Прилипающей к пальцам, катится лето,
Где даже тень желтоватого цвета
Слабо трепещет над почвой нагретой.Ах, откуда эта склонность к примитивизму
У детей биндюжников и книгочеев?
Близорукое зренье выхватывает из жизни
Небо и землю – крупнейшие из ячеек.Дальнозоркая память не смотрит под ноги –
На щебенку, врезающуюся в подошвы
На дороге, с рождения данной многим,
Покорившейся лишь святым и дошлым.Впрочем, все они – вымысел живописца,
Карандашные линии, пятна масла,
Неспособные медлить и торопиться.
Их тела сгорели, звезда погасла.Пролетая над Витебском, задеваешь Белу,
Проплывающую непобедимо
То ли паром с реки, то ли снегом белым,
То ли облаком, то ли сладким дымом.
* * *
Сквер слепяще-зеленый… А дальше
Струйкой дыма, потом пеленой
Наплывает дыхание фальши
И ползет неотступно за мной,И калечит течение речи,
И, взбивая, как пену, слова,
Их на лист разлинованный мечет,
Словно козыри из рукава.Замолкаешь и видишь, как густо
Влажной зеленью вымазан сквер,
Что реальность сильнее искусства,
Метафорики, музыки сфер,Что на теплых томительных лапах
По июньской спешит мостовой
Запах хлеба и тополя запах,
Как из детства привет даровой.Смотришь так, что становится вязко,
И на ощупь – сырая листва –
Как слоями засохшая краска
На суровом холсте естества.Здесь не тонкой работали кистью,
Здесь руками мешали раствор,
Здесь художник намазывал листья,
Словно масло на дышащий двор,И ваялась тяжелая стая
Туч столь гипсовых, толстых, немых,
Что любой авиатор, взлетая,
Разбивался, как муха, о них.И в том скрежете крыльев о камень
На мгновение, вспыхнув едва,
Пробегали, как мышь под руками,
Звуки, корни, морфемы, слова.
***
За кругом железнодорожного вала,
Где мертвая зона такого режима,
Что лиственным почки бы поотбивало,
А хвойные вовсе в труху искрошило,Где бывший металл коррозирует, где нет
Ни дерева – только куски древесины,
Которую ветер до кости разденет,
До твердой основы, до невыносимоОткрытой текстуры, до мертвых волокон.
Откуда в нем столько способности злиться?
Зачем проржавевшую цепь приволок он
И в кровь рассекает бескровные лица?Зачем возле лужи, которой не допил
Опилочный грунт, избежав наказанья,
Живет, сбросив листья, ублюдочный тополь,
Как выкрест, скрывающий след обрезанья.
* * *
Переезд. Опять переезд.
Как же это не надоест –
Обрастать минимальным скарбом
Из расчета чем меньше вес,
Тем удачней приобретенье.
Так и жить в состояньи старта
Без надежды на финиш, без
Оболочки – почти что тенью.Переезд – разомкнутый круг:
Завтра снова кинет на юг,
Послезавтра – опять на запад.
Приспосабливаюсь легко,
Прирастаю к любому дому,
Но не домом. Меняю запах
И привычки. Пью молоко.
Не умею жить по-другому.Да, конечно, мой сын потом
Будет думать, что отчий дом –
Череда коммунальных буден,
Будет помнить, что свет в окне –
Просто миф (из-за смены окон).
Мы устроим свой быт, мы будем
Жить как люди. И даже мне
Время выделит личный кокон.
* * *
Черный силуэт в окне,
черный страж,
он напоминает мне,
что пейзаж –лишь осколок бытия,
он не цел,
он лишь то, что вижу я
в свой прицел.Черный, черный силуэт,
черный ствол…
Взгляд проходит, как ланцет,
в узкий створвек и, сузившись хитро
(зол, бывал),
вырезает из приро-
ды овал.Черный ствол не дуло, а
за окном
клен, качающий ветра.
Но о немя не знаю ничего:
я лежу
и, как в песне, на него
не гляжу.Мне не виден плеч размах,
красный чуб –
лишь коры шершавой тьма.
Я молчу,потому что нету слов –
только тишь,
потому что мир лилов,
выше крышзвезд роится мошкара,
но она
не видна мне в тесной ра-
ме окна.* * *
Мир вокруг заморожен, точней – отморожен, точней –
Перешел в состояние холода – белой страницы.
Если город когда походил на театр теней,
То теперь тень вмерзает в асфальт и не в силах тениться.Обонянье сдает, зренье тает, упрямится слух.
Просто чувствуешь: цвет исчезает и звук в горле стынет.
Лишь ночами супруги, чей пыл безнадежно потух,
Обжимаются под одеялами, как молодые.О, февраль, всероссийский лататель подгнившей любви,
Низкорослый обманщик, прилипший к узорчатым стеклам,
Нас, редисочнолицых, снующих в тебе, отрави
Нежной краской стыда, по сравнению с лицами – блеклой,Ни за что обмани ожиданьем чужого тепла,
Освежи нашу память бесцветной иглою заката,
Чтобы кровь под коростой не то что быстрее текла,
Но, почуяв тепло в темноте, потекла хоть куда-то.* * *
Аркадий Семеныч, уснувший в метро,
был грубо разбужен милиционером.
Он вздрогнул, собрал по крупинкам нутро
в единое целое, скверным манерам
блюстителя чуть удивившись, вагон
покинул и вышел на светлый перрон.Толпа уже схлынула, черным хвостом
опершись о пол, потекла на ступени.
Аркадий Семеныч остался в пустом
пространстве подземного зала, где тени,
как в царстве подземном велось искони,
уже не отбрасываются людьми.За ним что-то вздрогнуло: поезд пошел.
Вагоны размазались, смялись, исчезли,
затихли, как будто сорвав капюшон,
слегка обострив ощущения – честный
поступок. А кто-нибудь скажет: обман,
игра восприятия, косность ума.Рифленая зелень недвижимых стен –
подделка под рощу, иллюзия леса.
Однажды себе затвердив это, с тем
Аркадий Семеныч и жил, интереса
уже не испытывал, в сноп не вязал
фантазий – весь мир не театр, а вокзал.Близнец (и к тому же, сиамский), закон
симметрии (в скобочках – плюс перспективы) –
такие же стены и рельсы. Знаком
любому из вас каждый метр пути. Вы
простите, Аркадий Семеныч, без вас
мы будем заканчивать этот рассказ.К тому же, теперь вы смешались с толпой,
дождались обратного поезда, сели,
вас снова сморило с какой-то тупой
навязчивостью, небывалой доселе.
Проспав остановку, потом еще пять,
вы, Бог вам судья, продолжаете спать.А поезд нащупывает по пути
неровности стенок туннельных и жилы
какой-то проводки какой-то сети,
биением крови в которой и живы
платформы, плафоны, проходы и те,
стоящие рядом с тобой в темноте.Закроем глаза – за окошком темно,
как в детстве на даче, и сон так же сладок.
Попутчики дышат, толкаются, но
не могут сорвать этих бархатных складок
недолгого сна. Просыпайся: теперь
пора. И за нами закроется дверь.* * *
Я хочу завести кота Соломона,
Писать эпистолы, элегии, стансы
В кофейнях, в театрах или на станциях,
Жить в Польше, маленькой и зелёной.И в жизни зелёной, и на карте зелёной,
И на работе, и при параде.
Там зеленеют осенью клёны,
Желтеющие в России, краснеющие в Канаде,Оттуда зелёная строчка льётся,
Сливаясь с весёлым змием зелёным
В такую мелодию, что сердце бьётся
В ритме возвышенном и учащённом.Под музыку эту плясали кошки,
Да что там кошки! – плясали мыши.
Как хорошо, что живу я не в Польше:
Коту с таким именем в Польше не выжить...