Пирамиды остались позади, песок повлажнел,
и синее Красное море окрасило небо в живой цвет.
Евреи, уже не рабы, еще не свободные, шли
к Синаю, о котором еще ничего не знали.
Рассказывает Ребе:
"И запели они песню новую, "песню на море".
И была радость женщин большей, чем радость мужчин: сыны Израиля пели, а
вот их спутницы еще и играли: "...и вышли все женщины... с тимпанами и
свирелями"
Мидраш рассказывает, что и ангелы хотели присоединиться
к песне людей, но Вс-вышний не позволил им петь, пока не закончится песня
евреев. Это хорошо известно. А вот менее известная подробность - Мидраш
уточняет: Вс-вышний хотел услышать сначала песню женщин.
Кажется, рабство одинаково тяжело и для мужчин
и для женщин. Отчего же наши прародительницы радовались Освобождению больше,
чем мужчины?
Рабство было не только тяжелым физическим
и духовным страданием, фараон занес руку на еврейских детей. Это больно
каждому родителю, но сто крат больно матерям.
Мудрецы не устают повторять, что Тора - не
учебник истории, а повеление, обращенное к каждому человеку в любом поколении,
актуальное во все века.
Человеконенавистнические указы "фараона" издаются
постоянно, просто выглядят они всякий раз по-новому.
Если фараон египетский требовал уничтожать
еврейских детей в прямом смысле слова, бросал их в Нил, то "фараон" в каждом
новом поколении для достижения той же цели облекает ее в другую, порой
более цивилизованную форму, внешне не столь жестокую, но не менее опасную.
(У каждого поколения свой фараон: Торквемада,
Гитлер).
Сегодня, когда по милосердию Б-жьему еврейский
народ находится в относительной безопасности, но фараоновы указы не исчезли,
они переодеты в духовные одежды. Нынешнего "фараона" зовут "ассимиляция".
Это атмосфера потери своего лица, которая
царит среди евреев в разных странах и ведет их в страшные ловушки.
Если в Египте еврейских детей топили в Ниле,
то сейчас мы часто позволяем утопить наших детей в водах универсализма,
материализма, растворить их в водах так называемой мировой цивилизации,
лишая их возможности быть продолжением еврейского народа.
Такое положение таит в себе огромную опасность.
Еврейский народ не может существовать без Торы. Мы лишаем себя будущего,
если сегодня подчиняемся указу "фараона" и равнодушно наблюдаем, как топят
наших детей.
Как и в свое время в Египте, эта беда особенно
тяжела для женщин. Это их дети растут и на глазах становятся чужими, уходят
все дальше от дома, к чужим ценностям, к чужому народу, к тем,
с которыми создадут нееврейские семьи и родят
нееврейских, чужих детей. Что может быть страшнее для матери?
Именно они, женщины, способны противостоять
грозящей народу опасности исчезновения, позаботившись о еврейском воспитании
своих детей. И не только формальном (отдать в еврейскую школу важно, но
недостаточно), но и о том, чтобы сердце стало еврейским, чтобы не тянуло
к гоям. Кто, как не мать, больше всего общается с ребенком, она и спасет
его, она и будет петь песнь благодарности Вс-вышнему, подобно пророчице
Мирьям и дочерям Израиля, вышедшим из Египта.
Так говорил Ребе. На ладонях матерей судьба
народа.