Актерская семья варшавян Каминских (или в польской
транскрипции – Каминьских), старшее поколение в данном случае, пленилось
театром в ту пору, когда после запрета еврейского театра в России труппа
А.Гольдфадена еще некоторое время работала в Варшаве.
Авраам Каминский до актерства был кожевником-заготовителем,
Эстер Рохэл (в девичестве Халперн) была младшей в многочисленной и довольно-таки
бедной семье. Отец перебивался случайными заработками, профессии не имел,
по определению Шолом-Алейхема был "человеком воздуха". Поэтому Эстер с
отрочества пришлось подрабатывать модисткой.
В 1891 году Яков Либерт, их младший товарищ,
организовал любительский кружок, куда пришли Авраам Каминский и "девица
Халперн". На следующий год их кружок влился в профессиональную труппу Вайсфельда
и Шварцбарда. А еще через год, в 1893, Каминский собрал свою труппу.
И в этом же году они стали мужем и женой.
|
|
|
Как и все тогдашние труппы, они кочевали из
города в городок, из городка в город; объездили всю Польшу, Литву, Украину,
юг России. Бывало, играли в сараях, на досках, уложенных на бочки. В 1898
году их труппа первой после пятнадцатилетнего перерыва "пробила брешь"
Одессы.
Встретили их неплохо. Предоставили пустовавший
в августе лучший в городе театральный зал. "В субботу, 8 августа, в Русском
театре начинаются спектакли товарищества немецко-опереточно-драматических
артистов под управлением г.г. Каминского и Бермана, – оповещал "Новороссийский
телеграф"... – Труппа эта в настоящее время дает спектакли в Лодзи, где
пользуется большим успехом, а так как в Одессе любят немецкий театр, особенно
оперетту и комедию, то труппа может рассчитывать на полный успех". Да не
удивит читателя "немецко-" в наименовании труппы. Запрет на еврейские представления
снят не был, и потому труппы будто бы играли пьесы по-немецки.
"Одесский листок" публиковал анонсы спектаклей,
"Южное обозрение" печатало хоть и небольшие заметочки о постановках, зато
чуть ли не обо всех. После представления 14 августа "Двух сироток" Н.Шайкевича
о них писали: "Пьеса... разыграна была довольно хорошо, и публика наградила
своих любимцев: г-жу Каминскую и гг. Каминского, Бермана и Краузе шумными
аплодисментами". И вот только-только они стали "любимцами публики", как
17-го, "как гром среди ясного неба", последовало запрещение дальнейших
спектаклей. Вероятно, их уличили в том, что играли не на немецком.
Зато теперь в проделанную ими брешь другим
еврейским (простите, — немецким) труппам проникнуть было проще. И уже в
октябре сюда прибыла труппа Я.Спиваковского и благополучно проработала
до 21 ноября. Потом полтора года в Одессу опять не пускали "немецкие" труппы,
и вновь первыми, теперь уже в сентябре 1902 года, в Одессу приехало "Товарищество
немецких опереточно-драматических артистов Д.М.Сабсая и А.Г.Каминского".
Вот теперь они взяли реванш. Играли с 20 сентября по 15 декабря, т.е. почти
полтора месяца. С этого времени начинается второй (после гольдфаденско-лернерского)
наиболее интенсивный период еврейского театра в Одессе. Запрещения больше
не следуют, и каждая труппа будет стремиться показать себя здесь. Через
год труппа Каминских проведет в Одессе весь зимний сезон, с 10 сентября
1903 по 2 мая 1904 г.г. Вновь объединившись с Д.Сабсаем, будет работать
здесь весной 1905 г. и т.д.
В этот период труппа Каминских мало чем отличалась
от всех остальных "немецких" трупп. Как и все, они играли пьесы А.Гольдфадена,
И.Латайнера, Н.Шайкевича, только "переведенными на немецкий". Причем, этими
переделками занимались сами антрепренеры, и каждый кроил их под свою труппу
и премьеров. Поэтому одни и те же первоисточники принимали самые неожиданные
наименования. К примеру, "Бранделе Козак" А.Гольдфадена становился то "Верным
Яковом", то "Тещей, или "Пятым зятем"; а "Велизарий" И.Латайнера - и "Злой
женой", и "Местью жены", и "Злой женой хуже смерти", и "Ишо-роо" и т.д.
и т.п. Ничего со времен Гольдфадена не изменилось и в жанровых пристрастиях.
Все предпочитали оперетты и мелодрамы "с пением и танцами" или исторические
сюжеты, разыгрываемые в тех же жанрах. Все сказанное относилось и к Каминским.
"Сюжеты большинства входящих в репертуар сценических
произведений, изобилующих массою музыкальных номеров, в связи с оригинальной
немецкой речью исполнителей, более близкой к еврейскому разговорному языку,
привлекает в Новый театр особый контингент зрителей, – писал рецензент
газеты "Театр" в 1902 г. – Одним из достоинств труппы является безупречный
ансамбль, искупающий даже дефекты обстановки, объясняющиеся отсутствием
соответствующих костюмов и декораций". Да и откуда у нищей еврейской труппы
"соответствующие" костюмы и декорации?!
В репертуаре Каминских исторические оперетты
– "Испанский философ, или Абен-Эзра" (в афише автором назван Каминский,
выступивший и в заглавной роли; Каминская – дочь Иегуды Гелеви), "Герой,
или Второй Самсон" (т.е. "Бар-Кохба" Гольдфадена; Каминский – Папус, Каминская
– Дина), "Гедалиу и Гадасса", принадлежащие перу то ли Латайнера, то ли
проф. М.Горовица (в загл. ролях – Каминские), "Эпикуреец, или Трефяк" (бывш.
"Еврейский пан" Н.Шайкевича; Каминская - Динара, Каминский – слепой сват
Шапс), "Яков и сыновья" Гольдфадена (Каминский - Симон, Каминская – Зелоха);
в "Суламифи" Каминский – Абсолон, Каминская – Авигайль; в комедиях – "Капризная
дочь, или Оба жулика" (Каминская в загл. роли), "Колдунья" (Каминская –
Миреле, Каминский – Баба-Яхна), в "Доре, или Миллионере-нищем" Каминские
в заглавных ролях и т.л. "Заглавную роль исполняет с полным успехом г-жа
Каминская, вносящая много неподдельного чувства в свою игру и немало лиризма
в пение, – писал тот же рецензент через год о "Гедалиу и Гадассе". – Прекрасным
партнером ее является г. Каминский, держащийся с большим достоинством на
сцене и обладающий, по-видимому, огромным опытом, дающим ему возможность
скрашивать некоторые, не совсем благодарные места его роли". Т.е. играют
они много и в разных жанрах, заняты почти во всем репертуаре. Однако следует
отметить, не всегда роли основные, давая играть и другим своим актерам.
В 1903 году Каминская решила покорить и певческие
роли, и – преуспела. "В заглавной роли, – писал рецензент "Одесских новостей",
– выступила талантливая премьерша труппы г-жа Каминская. Такой исполнительницы
Суламифь постоянные посетители Нового театра давно не видели". "В пьесе
"Бар-Кохба" с большим успехом выступила в роли Дины г-жа Каминская, – писал
его коллега из "Южного обозрения", - теплота, искренность в исполнении
– отличительные черты этой артистки" и т.д.
Но вскоре Каминская серьезно заболела. Нужна
была срочная замена. И Каминский нашел ее в певице Надежде Нерославской.
Выздоровев и вернувшись на сцену, Каминская эти роли себе вернула. Она
уже чувствовала свое призвание драматической актрисы, и на свой бенефис
ставит историческую драму О.Лернера "Юдифь". Постановка "явилась приятным
сюрпризом после целого ряда надоевших опереток и комедий, – писал рецензент
"Вечернего листка зрелищ"... - Роль Юдифи г-жа Каменская провела с присущим
этой артистке дарованием. Она поняла "величие" своей роли и дала выпуклый
образ избавительницы народа...". А в "Анне Белошвейке" Латайнера Каминская
"дала волю излиянию чувства скорби" в сцене смерти "плода любви несчастной"
такого драматического темперамента, что "в зрительном зале начался такой
же плач, какой на малорусской сцене вызывала г-жа Заньковецкая".
Здесь же, в Одессе 1903 года, дебютировала
четырехлетняя дочь Каминских Ида. Она играла 6-летнего Гиома в "Адъютанте-майоре",
5-тилетнюю Иду в "Тайнах Нью-Йорка", исполнила героиню в младенчестве (Софью)
в "Железной женщине" (во взрослом состоянии ее играла мама), 5-летнюю дочь
героини в "Атамане разбойников", в "Катастрофе на железной дороге", Гарри
в "Анне Белошвейке" и т.д. Мало того, она тут же была замечена прессой.
"Малолетняя Каминская, исполнившая довольно
большую роль Сема, сына Файнов, – писали "Одесские новости", – была очень
мила, и ей много аплодировали"; "Большой успех выпал на долю малолетней
Каминской в роли ребенка Гарри", – констатировала газета "Программы и обозрения
зрелищ и театров" и проч.
В 1906 году, основывая свой стационарный театр
в Варшаве, Каминские уже ориентировались именно на драматический репертуар,
в основу которого легли пьесы Якова Гордина, и именно в их труппе драматург
нашел лучших интерпретаторов своих пьес в России. Играли и других драматургов
– Д.Пинского, М.Рихтера, З.Корнблита, Н.Ракова, З.Либина, Шолом-Алейхема,
но основу их репертуара все же будут составлять пьесы Гордина. Благодаря
им труппа поднимется на несколько ступеней вверх, а Каминская станет той
великой Каминской, первой актрисой еврейского театра, какой стала. И в
Петербург 1908 года приедет совсем иная труппа, нежели та, какую мы покинули
в 1904-м в Одессе. "До последнего времени еврейский театр был театром оперетки,
смешанной с фарсом, – писал, несколько преувеличивая ситуацию, А.Кугель.
– Драма не успела еще кристаллизоваться, и потому театралу там делать было
нечего. Но в Америке евреи зажили особенно интенсивно-национальной жизнью.
Появились драматические театры, авторы для театра. Главный поставщик еврейского
театра Гордин, напоминающий Дьяченко. Психология не претендует на глубину.
Эффекты испытанные, бытовая сторона намечена верно, но чертами широкими,
и актеру простору сколько угодно. Я был на нескольких спектаклях еврейского
театра. Решительно это хорошая труппа... Примадонна г-жа Каминская - актриса
большого таланта, в высшей степени правдивая, реальная, напоминающая несколько
своей манерой Дузе и вообще италианскую школу. В сценическом смысле я всякий
раз получал от г-жи Каминской несколько прекрасных ярких мгновений, ради
которых только и стоит ходить в театр..."
Писали о них много, кажется, все повременные
издания тогдашнего Петербурга, за исключением "Нового времени" А.С.Суворина.
И больше всех, конечно, об Эстер Каминской. Мечтатель из "Рассвета" дал
несколько обобщенные характеристики актерам, в том числе и Каминским:
"У Каминского имеется школа, выдержка, спокойствие и экономия в движении,
в жесте". Лучшая из его ролей, считает автор, – Цалел Рапопорт в "Ди шхите":
"Властный и жестокий, умный и циничный, набожный хасид и развращенный эпикуреец,
– он представляет особенные трудности для артиста. Каминский создал образ
спокойной покоряющей силы. Он сдерживает большой темперамент... Как и Каминская,
он умеет вкладывать содержание в слова, отбрасывая театральное подчеркивание".
И на этот раз с ними была Ида, теперь – девятилетняя.
И снова она играла дочерей, сыновей, внуков персонажей, которых играли
ее родители. И критику только оставалось удивляться, как ей удавалось,
к примеру, "провести длинную роль с изумительным для ребенка подъемом и
живостью" в "Незнакомце".
Успех труппы настолько высок, что труппе разрешили
продлить гастроли. Наибольший резонанс критики вызвала постановка драмы
Пинского "Мать". Даже Кин из "Речи" отбросил иронию, с какой он рецензировал
предыдущие спектакли. В этой пьесе, посчитал он, Каминская "раскрыла перед
зрителями ту часть души, которая до сих пор оставалась для них сокрытой.
А оставалась она сокрытой потому, что в драме талантливого еврейского писателя
ее тонко поющая душа впервые нашла те аккорды, с помощью которых можно
потрясти даже и наименее чуткого зрителя. "Мать" есть трагедия матери.
Даже не еврейской матери, а матери вообще... Для г-жи Каминской с ее оригинальным
и глубоким дарованием, эта роль женщины, разорвавшей свое сердце между
матерью и женой, – является наиболее благодарной. И после Элеоноры Дузэ,
мы затрудняемся назвать еще кого-нибудь, кто в состоянии был бы с такой
выпуклой яркостью и при этом без излишних подчеркиваний изобразить надлом
многогранной и в то же самое время единой в своих проявлениях человеческой
души".
Вдохновенные успехом, уверовавшие в правильность
выбранного пути, уезжали актеры из Петербурга. Но уже через десять месяцев
Еврейский Литературный театр вновь в столице. В труппе произошли некоторые
перемены: ушли Л. и 3. Раппели, И.Брандеско, М.Шпиро, А.Шлиферштейн, зато
появились Л.Желязо и Г.Сероцкий. Но главным приобретением труппы стал Яков
Либерт, у которого Каминские когда-то начинали, и который время от времени
появлялся в их труппе и раньше.
На этот раз о них писали, как о добрых, старых
знакомцах.
Открылись 9 марта 1909 г. "Миреле Эфрос",
на которую, наконец-то, критики обратили особое внимание. Из новых спектаклей
показали "Бога мести" Ш.Аша, "В разброд" и "Совет" Шолом-Алейхема, "Виленского
балабесила" и "Вечную песнь" М.Арнштейна, "Шолом-баис" М.Рихтера, "Ради
счастья" С.Пшибышевского, "Пасынков жизни" Д.Бернарье, "В заблуждении"
и "Еврейских актеров в поездке" самого А.Каминского. Но количественно больше
и чаще все же продолжали играть Я.Гордина, хотя к прежним его пьесам добавились
только "Братья Лурье" и "Гершеле Дубровнер". "Сейчас у меня, как и у многих
других, праздник, – писал Мечтатель из "Рассвета", – праздник еврейского
искусства, праздник возрождающейся молодости, окрыленных чаяний и грез.
В еврейском театре мы получили реальный образ воплощения нации... В еврейском
театре мы приобретаем... иллюзию родины. Сидя в театре Каминского, проникаясь
ощущением живого, творящего национального гения, временами забываешь, что
ты в холодном, враждебном тебе Петербурге..."
Любимейшей ролью Каминской стала Миреле Эфрос,
прошедшая почти незамеченною в прошлом году. Теперь она играет ее в свой
бенефис 8 апреля, который сопровождает настоящий триумф. "Исполнение ею
роли Миреле Эфрос выдвигает ее в ряд первых актрис мира. Столько чувства,
искренности, благородства, художественного вкуса, что чувствуешь себя зачарованным",
– писал наиболее талантливый театральный критик начала века Рафаил Кугель.
"Бенефис совпал с пятнадцатилетней артистической
деятельностью артистки. Чествование, в коем изъявили желание принять участие
многие известные артисты и литераторы, состоялось 16 апреля", – сообщал
журнал "Театр и искусство".
Понятно, что Каминской хотелось продлить праздник,
а то, что за радость – и бенефис, и юбилей в один день. И то, что для юбилея
был выбран Петербург, тоже нетрудно объяснить. Непонятно только от чего
Каминская вела отсчет? Если со дня своего первого выхода на сцену, то получилось
бы 18 лет, если с основания своей труппы, то – 16. Да какая, в конце концов,
разница. Хотелось самоутверждения на российской сцене, и не только для
себя, но и для всего еврейского театра. И именно – в столице Империи.
"Я внимательно прослушал пьесу до конца –
и обогатился открытием, что еврейский театр – не миф, не балаган, – писал
известный русский писатель Скиталец, – что он существует как художественное
явление и что он способен, как и всякий другой театр, отражать душу, жизнь
и стремления своего народа... Г-жа Каминская – прекрасный реальный талант.
– И подмечал то, что остальные писавшие о ней не заметили. – В роли Миреле
Эфрос, преобладающая нотка у нее, ирония, которая составляет три четверти
еврейской души. Г-жа Каминская дала истинно-художественный образ – человеческий
и национальный в одно время..."
В юбилейный день Каминская играла Хасю-сироту.
После третьего акта началось чтение адресов – от еврейского литературного
общества, от газеты "Фрайнд", от еврейских студентов, от петербургских
почитателей, от журнала "Театр и искусство", от труппы выступил Я.Либерт.
От московского Художественного театра, гастролировавшего в это же время
в столице, юбиляршу приветствовал И.Уралов. Затем началось чтение телеграмм
– из Италии от Шолом-Алейхема, из Берлина – от Д.Пинского, из Вильны и
Ковны, Белостока и Варшавы, Риги и Лодзи, Минска и Двинска... А репортер
"Петербургской газеты" подметил, что "артистке поднесли массу драгоценных
вещей, в том числе серебряную вазу с живыми цветами от г-жи Комиссаржевской".
Уезжали Каминские из Петербурга обласканные
любовью зрителей и прессы, достигнув вершины славы. После такого успеха
можно было спокойно ехать на гастроли в Америку.
Но уезжала Каминская одна. Труппа распалась.
Началась довольно-таки странная история театра Каминских. Эстер то уезжала
гастролершей в другие труппы, то вновь воссоединялась со своими актерами,
то вновь срывалась с места и т.д.
В июне 1910-го Наум Липовский организовал
Первую соединенную труппу, хотя "соединяться" нужно было только ему с каминовцами:
в труппе Эстер и Ида Каминские, Р.Ермолина, С.Эдельман, С.Бертиль, Я.Либерт,
Г.Вайсман, Т.Сероцкий, И.Берман, И.Кон и др. 20 августа в Минске труппу
возглавил А.Каминский. Здесь Э.Каминская впервые сыграла "Нору" Ибсена
и Магду в "Родине" Зудермана. Анонсировала и "Даму с камелиями" А.Дюма-сына,
которую начала играть в Америке, но здесь почему-то не показала. "0т "Шхите"
и "Миреле Эфрос" к "Норе" скачок чересчур громадный, чтобы он не мог оказаться
роковым даже для такого таланта, как Каминская, – писал минский корреспондент
"Одесских новостей". – Тем не менее, постановка "Норы" оказалась настоящим
триумфом для труппы Каминской. Все, и интеллигенция, и масса, соединились
в общих овациях по адресу артистов". Критика других городов была менее
благосклонна к Каминской и актерам в западноевропейском репертуаре. Она
считала, что эта драматургия не для еврейского театра вообще.
С октября 1910 года в Одессе Каминская с частью
своих актеров гастролирует в труппе Д.Сабсая. Вот теперь труппу можно было
назвать "соединенной", ибо здесь с Каминской, Ермолиной, Эдельман, Либертом,
Вайсманом и Коном играют сами Сабсай, Р.Заславский, артист "сам по себе"
– блуждающая звезда. Здесь начала выступать артистка Регинская – шестнадцатилетняя
Регина Каминская, старшая дочь Каминских.
С той поры Каминская больше играет новые пьесы
американских драматургов, которые она привезла из заокеанских гастролей,
нежели Гордина. Интересна статья Вл.Жаботинского о Каминской этого периода:
"Э.Р.Каминская владеет в изумительной степени секретом сочетания всечеловеческого
с еврейским. Играет ли она гордую Миреле Эфрос или девочку-сироту Хасю,
это и цельный, как одного куска выточенный образ женщины – женщины всего
мира и всех времен, в разных стадиях ее женского мученичества – и с головы
до ног еврейка, дитя того печального, темного, но по-своему красивого мирка,
имя которому гетто... Она ничего не подчеркивает, ее сочный жаргон очищен
одинаково тщательно и от неметчины, и от говора улицы, ее жесты немногочисленны
и сдержанны..."
А Каминский в это время готовил к открытию
свой стационарный театр в Варшаве, который и открылся в мае 1911 года на
Обозной улице, дом 3, построенный на деньги нескольких местных меценатов.
"31 мая в Варшаве состоялось открытие нового еврейского театра, – сообщалось
в "Рассвете", – во главе которого стоит Э.Р.Каминская. Для открытия была
поставлена "Миреле Эфрос". После спектакля... состоялся банкет, на котором
присутствовали представители еврейской литературы и театра в Варшаве".
Но что-то гонит ее из родного города. Уже
летом она "блуждает" из труппы в труппу. В августе застаем ее снова с Д.Сабсаем
в Елисаветграде, в сентябре 1912-го – в труппе Ю.Адлера в Вильне, зимний
сезон 1912/13 гг. проводит в труппе М.Генфера в Вильне же. Здесь
с нею выступает Регина Каминская...
А.Каминский и Я.Либерт с Региной зимний сезон
1911/12 гг. тоже провели вне Варшавы, работают в Вильне, в Пасху – в Витебске.
С ними Я.Бен-Ами, М.Триллинг, Г.Вайсман, С.Эдельман, А.Тейтельбаум, Г.Сероцкий
и др. В репетуаре И.Золотаревский, З.Либин, Л.Кобрин, Д.Пинский. В Двинске
22 февраля 1912 г. Регине предоставили бенефис. "Юная, почти ребенок, г-жа
Каминская проявляет огромные артистические способности, – писал тогда местный
рецензент. – Это восходящая, крупная величина. Умелая внешняя ориентировка
в связи с внутренним содержанием, продуманность условий нахождения данного
типа, недурная мимика – все это характеризует артистку с лучшей стороны.
Игра ее наблюдается с наслаждением, так как она дает хороший ритм и просто
и связно ложится прочным звеном в общем ансамбле. Ставится пьеса "Жестокий
отец", шедшая уже в первый приезд к нам гастролирующих артистов. Тогда
г-жа Каминская в роли Рохеле вывела чудный образ натуркинда, что необыкновенно
метко подходило к ее грации и возрасту. И надо было удивляться с какой
психологической обоснованностью и поражающей силой реализма этот полуребенок
изображал молодую мать, у которой, еще больной, вырывают новорожденного
ребенка..."
8 ноября 1913 года Регина умерла от лейкемии.
Болезнь начала давать о себе знать еще полтора года назад. Три недели назад
Эстер Каминская отвезла ее в Берлин... Еще 15-летней девочкой Регина обнаружила
недюжинный драматический талант. Поступив на сцену, она сразу обратила
на себя внимание варшавской театральной критики, предсказавшей молодой
артистке блестящую будущность, – писала московская "Театральная газета".
- Все принятые меры к спасению ее жизни не помогли. Преждевременная кончина
молодой талантливой артистки вызвала глубокую печаль...", многие газеты,
столичные и периферийные, опубликовали некрологи о ней. Регине было всего
19 лет.
В конце года Эстер Каминская и Яков Либерт
уехали на гастроли в Париж и Лондон. Вернулись в Россию вовремя. А на родине,
в связи с началом войны снова новость. Опять запрещен жаргон на театре,
теперь за схожесть звучания с немецким.
И.Веритэ собирает русскую труппу и с Каминской
разъезжает по странам и весям с тремя спектаклями: "Миреле Эфрос", "Убой"
и "Хася сирота". Обычно Каминская первые два спектакля играет в каждом
новом месте дважды, "Хасю" – один раз. "Талантливая еврейская актриса от
перехода на русскую сцену не потеряла, конечно, своего таланта, – замечал
один из корреспондентов журнала "Театр и искусство", – Но еврейский акцент
мешает художественному исполнению".
В 1918 году, во время немецкой оккупации Польши,
умер А.Г.Каминский. А Э.Каминская с дочерью Идой и ее мужем З.Турковым
в это время моталась по Украине. В Киеве они выступали в "1 Государственном
еврейском театре Унзер Винкль". Как раз перед приходом деникинцев Эстер-Рохл
уехала в Москву. "В истории мирового театра – рядом с именами Бернар и
Дузе, Комиссаржевской и Ермоловой будет стоять имя в е л и к о й
е в р е й с к о й а р т и с т к и, - писал тогда обозреватель
"Вестника театра", – не в блеске комфорта триумфировавшей, а скитавшейся
в непрерывном огне любви к своему народу, имя гордой и непреклонной в горе
и монументальной в творческом достижении Эстер-Рохе Каминской".
В последние годы Э.-Р.Каминская писала в основном
мемуары, которые назвала "Тернии и цветы", и которые были опубликованы
уже после ее смерти в Варшаве 25 декабря 1925 г.
Ида Каминская и З.Турков вернулись в Варшаву
и возглавили художественный театр (1921–28). В 1933 году Ида организовала
и возглавила Варшавский еврейский театр. С началом Второй мировой войны
она бежала в Советский Союз, где в конце 1939 года была назначена художественным
руководителем Львовского еврейского театра им. Шолом-Алейхема. В 1941-м
вместе с театром эвакуировалась во Фрунзе. В 1947 году вернулась в Польшу,
поочередно возглавляла театры в Лодзи (1949–53), Вроцлаве (1953–55) и Варшаве
(1955–68), которому было присвоено имя ее матери. Ида довольно много снималась
в кино. Еще в 1913–14 гг. она с труппой Каминских участвовала в съемках
картин "Любовь и смерть", "Герцеле меюхес, или роковая клятва", "Ди Шхите",
"Дочь кантора", "Давид Кузнец", "Двумужница", "Миреле Эфрос" и др. В 1923
году они вместе снялись в картине З.Туркова "Сговор", которая была поставлена
по пьесе С.Ан-ского "Диббук". Из послевоенных картин наибольший успех выпал
на долю Иды Каминской в фильме Я.Кадара и Э.Клоса "Магазин на площади"
(Чехословакия, 1965), рассказывающий о евреях в годы фашистской оккупации
и отмеченный в 1966 г. премией "Оскар" за лучший иностранный фильм, Государственной
премией ЧССР и другими наградами.
В 1968 г., в разгар антисемитской кампании
в Польше, когда еврейский театр лишился зрителей, Ида эмигрировала в США,
играла в театрах Нью-Йорка. В 1975-76 гг. гастролировала в Израиле.
Умерла в Нью-Йорке в 1980 году.