По-русски говорят (грубо, но так выразительно!):
"Отделить мух от котлет". Принцип разделения так важен в иудаизме, что
мне" кажется порой, что и русское высказывание о мухах и котлетах родилось
в еврейской голове.
Трудно не заметить целый "остров" разделительных
законов: "Не засевай виноградник двумя видами семян. Не паши на воле и
осле вместе. Не надевай одежды, сделанной из шерсти и льна вместе".
А еще мы знаем о запрете смешивать мясное
с молочным, о запрете на смешанные браки.
Идея сепарации слишком глубока и многогранна,
чтобы пытаться втиснуть ее в прокрустово ложе передовицы. Но важно, по
крайней мере, обратить на нее внимание и понять, почему мы не мичуринцы
и скрещивание яблони со смородиной, таракана с овцой и котлеты со сметаной
не вписывается в нашу традицию, не только гастрономическую, но и духовную.
В каббале и хасидизме мы находим идею, которую
в первом приближении, можно сформулировать так: зла как такового нет. Есть
вещи, люди, явления неуместные или несвоевременные. Они-то и оказываются
злом.
Некогда, услышав эти слова, я автоматически
не согласился: как так, нету зла?! Оно ведь так очевидно, куда заметнее
и бесспорнее, чем добро. Ну, например, сказал я, Гитлер – разве его рождение
не персонифицировало абсолютное зло?! Гитлер мог бы проработать всю жизнь,
скажем, смотрителем в зоопарке Вены, – ответил учитель, – он, может быть,
был бы жестковат в отношениях с сослуживцами, но клетки были бы чисты,
животные – ухожены. Стало быть, не он – зло, а то, что он оказался главой
могущественной европейской державы.
Такая интерпретация нисколько не снимает с
проклятого вампира ответственность за уничтожение миллионов, но, что особенно
важно, указывает на подлинного виновника трагедии – народ, поставивший
вампира во главе своей державы.
Каббала называет миссию человека в этом мире
странным словом "берурим" – "сортировка", "сепарация". Мы понимаем это
на интуитивном уровне, знаем, что наша задача – вернуть в мир исходный
порядок, который был нарушен в самом начале. Мир, говорит термодинамика,
стремится превратиться в однородную смесь всего со всем. Человек, с бомбами,
ракетами, ядовитыми выбросами промышленности, неконтролируемой жестокостью,
вседозволенностью и беспределом начала XXI века сварит эту вселенскую кашу,
– предрекает история.
Нет, говорит вера, человек должен это предотвратить.
Не будет конца света в страшном, апокалиптическом смысле этого слова. Будет
конец истории, освобождение человечества, приход Машиаха. Добро и зло будут
разделены, и в это мгновение зло перестанет быть злом.
Приход Машиаха - так привычно думать – это
пахнет бездействием. Сиди себе и жди сына Давида, Избавителя.
На самом же деле вряд ли есть позиция более
активная, чем это ожидание – ведь его приход зависит от нас, от того, насколько
мы сумеем очистить мир от хаоса, от аморфной диффузии всего во всё. Нет,
не нравятся нам мичуринские яблочки.