В истории нашего народа, как в жизни каждого
человека, есть даты радостные и есть даты горькие. Мы скорбим, когда наступает
10 Тевета, ибо именно в этот день войска вавилонского царя Навуходоносора
начали осаду Иерусалима, завершившуюся катастрофой: Храм был сожжен, город
разрушен, а жители угнаны в плен. В память об этой трагической дате установлен
пост 10 Тевета. В этом году он приходится на 25 декабря.
Как именно мы должны отмечать посты, установили
пророки, жившие в эпоху разрушения Храма. В 127-й главе книги Тегилим прекрасно
передаются чувства изгнанников из Сиона: “На реках вавилонских сидели мы
и плакали, вспоминая Сион...” В то же время эта небольшая глава является
источником многих законов, касающихся проведения поста. Выполняя эти законы,
евреи на протяжении многих столетий выражали свою скорбь о разрушенном
Храме.
В нашем поколении, поколении Катастрофы,
Десятое Тевета получило еще один смысл. Сразу же после создания Государства
Израиль Главный раввинат постановил, что это будет День всеобщего “Кадиша“
– день поминовения жертв Катастрофы, точная дата гибели которых неизвестна.
В этот день зажигают нер нешама, поминальную свечу, произносят “Кадиш“
и учат Мишну во имя душ этих мучеников.
В своей книге, посвященной законам постов,
великий еврейский мыслитель Рамбам (Маймонид) говорил так: “Хотя пост 10
Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения
Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь
не может стать главным содержанием этого дня, ибо довольно с нас уже и
того, что было. Пост должен пробуждать сердце и прокладывать путь к раскаянию,
напоминать нам о наших дурных поступках, о грехах наших отцов, навлекших
и на них, и на нас страшные беды. Размышления о наших грехах приводят нас
на путь исправления“.
И по сей день народ наш рассеян по странам и континентам, но изгнание не вечно, и срок его окончания зависит только от нашего раскаяния и милосердия Вс-вышнего. В какой бы стране мы сегодня ни жили, наше поведение должно быть достойно еврея, и неизменным должно быть стремление выполнять Б-жественные заповеди. Когда мы просим Вс-вышнего вывести нас из изгнания, мы должны всегда помнить и о своей обязанности – нести свет и духовность в окружающий нас мир.
Пусть же Г-сподь скорее даст нам, чтобы 10 Тевет перестал быть постом – это будет с приходом Машиаха, и поднимется вечный Третий Храм, и тогда день поста станет праздником, днем радости и веселья!