Нескончаемая наша борьба с палестинской гидрой
вступила в новую фазу – вернее, старо-новую. Очередной круг или очередной
виток спирали? Как здорово было бы разделаться с этой вечной проблемой
одним ударом, избавиться от постылого Арафата, выбросить его на свалку
истории – вместе с его камарильей. О, как нам хочется, как всем нам хочется...
Не удастся. По крайней мере, в той форме,
в которой это представляют себе многие. Палестинцы-то остаются, а с ними
и проблема, а с нею и автономия, и вождь, и пророк ее – Арафат. В том-то,
кстати, и беда – наша и палестинцев, – что Арафат чувствует себя не реальным
политическим лидером, а вождем и пророком из легендарных времен. В отношении
Арафата, его намерений и характера левые ошибались, и эту ошибку нужно
признать.
Однако и другому лагерю торжествовать не с
чего – хотя его представители нынче чувствуют себя именинниками. Проблема,
как уже сказано, остается, и она будет постоянно напоминать о себе, требовать
решения, как кровоточащая, гноящаяся рана требует лечения. И тут хирургические
меры – необходимые, конечно, – придется сочетать с тонкой терапией.
Сегодня правые любят убаюкивать публику –
в расчете на ее короткую память – сказками о том, как все было хорошо и
мило в израильско-палестинских отношениях, пока не пришли зловредные утописты
со своими идеями нового Ближнего Востока и не устроили нам всем Осло. Так
вот, как говаривал товарищ Сталин, "нэ так все было, нэ так" (прекрасно
понимаю, что рискую немедленно быть объявленным сталинистом и агентом палестинско-большевистского
заговора – ведь сказал же кто-то недавно, что критика последних действий
Шарона Эфраимом Снэ прямо объясняется происхождением министра от коммуниста-отца).
Были и до Осло теракты, была интифада, была массовая враждебность к Израилю
и евреям.
Приходится признать, что мы имеем дело с больным,
обезумевшим палестинским обществом. Патология, фобии, комплексы, за которые
мы платим своей кровью. Они, правда, тоже, но нам от этого не легче. Проблема
в том, чтобы признать: и наша доля вины есть в этом безумии. Я не говорю
о событиях и решениях полувековой (или более) давности, не собираюсь разбирать
по кирпичикам, развинчивать и развенчивать сионистский эпос. Речь идет
об ошибках, которые израильское государство и общество совершали уже после
Шестидневной войны. О самонадеянности, ослеплении, о грубых просчетах при
оценке стратегической ситуации. Мы сами вели поселенческую политику без
ориентиров, наобум, намереваясь сделать заселенные евреями территории разменной
монетой при окончательном торге и, превратив их на деле в неприкосновенный
запас, он же балласт. Мы сами подкармливали ХАМАС в надежде противопоставить
религиозных фундаменталистов радикальному и жестокому, но как-никак светскому,
а значит, и более вменяемому палестинскому врагу. Сегодня психологи и аналитики
дивятся причудам поведения Арафата, выстраивают компьютерные модели его
ментальности. Но нельзя избавиться от ощущения, что, не будь рядом с ним
цветущих исламистских движений и шейха Ясина, выпущенного нами из-под стражи
в автономию, поведение Арафата было бы более предсказуемым.
Наконец, нынче даже Бени Элон туманно рассуждает
о том, что часть территорий Иудеи и Самарии может стать в будущем частью
палестинского государства – правда, со столицей в Аммане. А ведь от такого
решения мы были недалеки в 80-е годы, когда Перес вел переговоры о передаче
значительной части территорий под суверенитет иорданского монарха. Но Ицхак
Шамир тогда "зарубил" это соглашение.
Все это я говорю к тому, что нынче нам надо
попытаться не продолжить череду ошибок. Одной из них может стать надежда,
что при нынешнем раскладе сил и интересов в мире, при нынешней линии американцев
на борьбу с террором мы сможем переломить палестинцам хребет, силой принудить
их отказаться от национальной гордости (воспаленной), национальных чаяний
(утопических), национальной мифологии (взрывчатой и донельзя враждебной
нам).
Во-первых, обездоленность палестинцев – не
миф, а реальность, к которой мы изрядно приложили руку. Это не значит,
что мы должны руководствоваться в отношениях с ними комплексом вины, просто
нужно держать это соображение в уме.
Во-вторых, и мировое сообщество нам не удастся
полностью привлечь на свою сторону, убедить его в правильности именно нашего
видения проблемы. Принцип тут простой: средства, которые палестинцы используют
в борьбе против нас – взрывы и стрельбу, американцы с европейцами могут
находить возмутительными и неприемлемыми; цели их они считают законными
и оправданными. Средства – средства террористов. Цели – цели национально-освободительного
движения. И из этой дилеммы выбраться очень трудно.
Встает, однако, сакраментальный вопрос: что
делать? Вступать в очередной раз в переговоры с Арафатом мне кажется делом
почти безнадежным – он слишком закоснел в своих мифологических доспехах,
в позе Салах ад-Дина наших дней. Разрушать существующие структуры власти
автономии – но тогда нужно либо брать территории под жесткий оккупационный
режим со всеми вытекающими отсюда военно-политическими последствиями, либо
допустить там полную анархию и усиление позиций крайних экстремистов.
Совершенно иллюзорна надежда найти сейчас
в палестинском обществе лидеров, готовых пойти на соглашение с Израилем,
отвечающее преимущественно нашим интересам. Тем более глупо надеяться,
что палестинцы признают благодетельность и гуманный характер оккупации.
Стойкость, твердость, готовность к отпору
мы обязаны проявлять. И у нас есть национальная гордость, свои чаяния,
мифы и комплексы. Всем этим нельзя пренебрегать, выстраивая политику. Но
и аналогичные свойства за палестинцами тоже нужно признать. У них – сила
отчаяния и слабости, сила ослепленных ненавистью, сила тех, кому нечего
терять. Что ж, нужно противопоставить силе – силу, решимости – решимость.
Но во всех своих действиях нам следует оставлять перспективу политического
решения в будущем, не загонять окончательно противника в угол.
В этих условиях на повестку дня выходит идея
одностороннего отделения – идея сложная, требующая тщательной проработки,
учета множества факторов, взвешивания возможных последствий. Однако она
выглядит, как возможность хотя бы на время вырваться из заколдованного
круга (или спирали?) силовых решений, диктуемых популизмом и отсутствием
политической инициативы.