Тысяча девятьсот второй год. Российское село
в черте еврейской оседлости. Осень. Субботний день. И пока не взойдет в
небе звезда, ничегошеньки еврею нельзя: ни строгать, ни доить, ни даже
поджечь дрова, заранее уложенные в печку. Говорят, кое-кто нарушает святой
завет, но только не реб Ёсиф-Дэвид. И не его семья, попробовали бы они!
Впрочем, дом его опустел: пять дочек выданы замуж, осталась шестая. Прикрыв
глаза, реб обдумывает эту последнюю свадьбу. Избрать для юной девочки достойную
пару под силу лишь мудрости отца. С первыми тремя дочерьми все получилось
как надо. С четвертой же, Рэйзл, увы, нет. Тайно, под прикрытием вдовой
сестры реба Сарры-Брайны девочки брали тогда уроки русской грамматики:
мол, по нынешним временам и женщине надо учиться. Доучились… Рэйзл была
уже сговорена за хорошего человека. Но в пятницу, когда он, реб Ёсиф-Дэвид,
мастер на строительстве, выдает рабочим получку (по усердию и сноровке,
прямо из кармана), одеваясь поутру в сенях, он ощутил вдруг – карман-то
пуст!
“Все сюда! В нашем доме произошла кража!”
“Не произошла! – отрезала Сарра-Брайна – в
ее руке и правда пухлился бумажник. – Кражи нет. Но твоя, Ёсиф, дочь Рэйзл
полюбила учителя Янкеля. Янкеля, а не этого твоего… И выйдет она за Янкеля!”
Бумажник она теперь прятала за спину. Он мог бы его отнять. Но как-то вдруг,
смертельно устав, сказал: “Ладно. Но после пусть уедут с глаз. В Америку.
Или там в Палестину". Куда уехали, он так и не спросил.
Но пятую дочь Шейну-Ену за порог с тех пор
не пускал. Даже жениха своего увидела она лишь после свадебного обряда.
А вот теперь и младшей, Тайбочке, скоро 16 лет. Не стоит девушкам засиживаться
в родительском гнезде. Каменную лавку и дом, с таким трудом нажитые, получит
единственный сын.
Входит жена, ведя за собой гоя. Гой – значит,
не еврей. Ненастными субботами зовут их в дома спасать хозяев от холода…
И вспыхнула спичка. Затрещала в печи береста. Выхватила из сумрака светлый
клин бороды, молодую улыбку. Незнакомый гой. Не здешний. Много их ходит
нынче по дорогам. Куда бредут?
Мельком удивившись, реб возвращается к своим
думам. Ему невдомек, что меньшие дочки-погодки – замужняя и невеста, тоже
следят за гоем, выскальзывают за ним на крыльцо. Сестры держаться за руки,
другой рукою каждая придерживает шнурки сапожек, закинутых за спину. У
Тайбы рядом с сапожками небольшой узелок. У тоненькой Шейны-Ены выделяется
круглый животик. Ступеньки крыльца еще подрагивают от тяжелых мужских шагов.
Девочки сбегают легко. И легко догоняют гоя: “Мы из того дома. Простите,
не могли бы взять с собой вот ее?” “Что?” “Возьмите, это очень нужно”.
До сих пор беседу вела Шейна-Ена, но тут вступило само заинтересованное
лицо: “Ты возьмешь меня, да? Я все умею делать. Я – Тайба.”
Тайбой ей оставалось быть лишь несколько дней.
Остальные 42 года прожила Евгенией.
Приведенный эпизод – факт нашей семейной хроники.
Фамилий не назову, поскольку не испросила у родных разрешения, но звали
гоя Сергеем Петровичем. Русский, православный, дворянский сын 25-ти лет,
студент, изгнанный с последнего курса за активную неблагонадежность. Уж
не к Народной ли Воле он тогда примыкал? И бродячую жизнь вел именно потому.
А для его беспаспортной находки пришлось соратникам добывать какой-никакой
документ. Когда же в пятом году их обоих арестовали, она, согласно фиктивному
паспорту Евгения Семеновна, в пересыльной тюрьме, на железной тюремной
кровати родила девочку-Лидочку.
Реб Ёсиф-Дэвид знать этого не мог. Но свою
точку зрения объявил еще заранее: “С полюбовником? И, не дай Б-г, еще с
необрезанным? Нет у меня больше такой дочери!”
У реба был сын – свет отцовских очей. А каково
жить на свете пленником черты оседлости?.. Реб Ёсиф-Дэвид работал, наскребал,
копил, чтобы через родича – купца первой гильдии, имеющего право жить в
Петербурге, определить сына в институт на Лесном, дающий по окончании такое
же вожделенное право. Потом опять работал, наскребал, копил, чтобы обеспечить
его студенческое существование и сберечь для него наследство – каменную
собственность.
В 17-м году собственность отнялась бы непременно.
Однако еще гораздо раньше студент-еврей, как и студент-дворянин, Сергей
Петрович, о котором он, впрочем, не имел понятия, возжелал счастья для
всего человечества. Отец не подозревал, что еще в пятом году, когда сын
приезжал на побывку, Шейна-Ена на беременном животе и под косым взглядом
мужа перевозила листовки брата в соседний городок… В седьмом году он был
арестован. Оказался в Сибири. Еврею выжить всегда трудней… Там и сгинул.
Сергею же Петровичу с семейством кто-то смог
устроить побег. Скакали на лошадях, скачка бешеная, соскочили в условленном
месте, дочка – как сломанный стебелек, провожающий комментирует: “Закачали
дите-то”… Оклемалась Лидочка лишь в вольном городе Берне.
И вот тогда еврейское местечко было ошеломлено
явлением Шейны-Ены. На одной руке Бомочка в шелковом одеяльце, в другой
руке хороший чемодан, рядом Бронька в панталончиках с кружевом, а сама
стройная, хотя, конечно, опять с животиком, в пальто с лисой, в шляпе с
вуалеткой – ну дама дамой! На какие, скажите, шиши?.. Проследовали к станции
и отъехали.
Муж Шейны-Ены, реб Гирш мог бы сказать тогда
тестю: “У ваших дочек что, мания убегать?” Но сказал: “Тихо-тихо. Моя жена
поехала навестить мою тетю Хаю… Почему так срочно? А тетя заболела”. Шикарная
же дама с нарядными детьми, но без необходимого документа, была остановлена
на границе. Однако из деликатности в общем порядке с ней не поступили.
Муж прибыл за нею сам. И оказался простым жидком. Стоило деликатничать!..
Реб Гирш мог бы тогда спросить: “И куда ты, жена, направлялась?” И получил
бы ответ: “К Тайбе в Берн, учиться на сестру милосердия. Тайбочка на дорогу
мне золотую цепь переслала”. “А как же я? “Что – ты? Когда женился на мне,
моим-то мнением ты поинтересовался?” Реб Гирш не спросил. И впоследствии
она ему родила еще пятерых.
Реб Гирш не очень был удачлив. Открыл свечной
заводик на троих работников: сам и двое сородичей. Не пошло. Открыл скипидарный
– и с тем же эффектом. Так и жила Шейна-Ена в продуваемом отцовском флигельке,
под его пристальным взглядом и с холодком по спине: “что я опять не так
сделала?” Ох уж этот еврейский кашрут! Ну почему, скажите, кастрюли с мясом
и с молоком не могут стоять на одной полке? А в Песах качаешь больного
ребенка, он от жара горит, но нет, клади его и лезь на промерзший чердак
выкапывать из сена пасхальную посуду!..
Как могло получиться, что чада Ёсифа-Дэвида
– праведнейшего иудея, стали атеистами? Впрочем, атеисты лишь воображают,
будто не веруют, тогда как на глубине, в неведомом самим уголке… У Шейны-Ены
там была молитва: “Пусть дети выучатся!” Когда повезло отдать Бронечку
в частную гимназию, она кому-то тайно вязала, доила чужих коров, носила
в заклад подсвечники и рыдала перед директрисой. Броню то исключали за
неуплату, то принимали назад. Зато уже после 17-го года смогла она поступить
в мединститут.
Меж тем, в Берне, Сергей Петрович закончил
свое образование. Тайба-Евгения – начала. И тоже успела закончить… Всеобщее
равенство – что может быть лучше? Если, конечно, не помнить, что эта идея
привела уже однажды чуть ли не к поголовному гильотинированию… В каких
бы партиях ни состояли раньше – в Берне – и Сергей и Женя примкнули к большевикам.
Смотрю на фотографию 1923 года. Мой прадед
Ёсиф-Дэвид, тихая прабабка Хася-Рася, их дети, их внуки, а в точке особой
симпатии – пышноволосая Лидочка – тюремный плод блудной дочери и необрезанного.
Теперь оба они в Москве, она преподает иностранные языки в школе при Кремле,
он чуть ли не министр. Новые хозяева нового мира!
Сергея Петровича я не видела никогда. Но на
этом фото нет и моего деда реба Гирша. Хотя, почему “реба”? По тем временам
он уже “товарищ” Гирш. Но в то же время, и не товарищ, поскольку объявлен
лишенцем как эксплуататор и владелец частной собственности. Собственности-то
нет. Но тем, кому дано решать, то ли переоценили его, то ли перепутали
с соседом-однофамильцем, надо думать, более успешным в делах. Чтобы уж
без ошибки, лишенцами объявили обоих. Отпрыски же лишенцев лишались права
на институт.
Вот и вышло, что Броня является вдруг в Москву
к Сергею Петровичу, отчисленная, как некогда и он, с последнего курса.
Он водит их с Лидочкой в концерт, катает на авто и успешно, кому надо,
поясняет, что гнать с последнего курса даже детей буржуев для родной советской
власти экономически невыгодно.
Ну, а с предпоследнего?..
В конце двадцатых годов ненавидимый Шейной-Еной
отцовский флигелек разваливается. Старшая дочь, новоиспеченный врач Броня,
ищет семье по Питеру новое жилье. Скоро тем же займутся все местечки и
сёла. Пока дефицита тут нет. Входишь – чемоданы, баулы, потерянные лица:
“Милая барышня, ореховый гарнитур, севрские чашечки – всё вам, но эта шкатулочка…
если я возвращусь…” Но нет-нет-нет, Броне нужна только пустая, ничья квартира.
Находится и она. Здесь едут не в ссылку, не в эмиграцию, а в столицу, и
требуется плата. Что ж, плата собрана в долг по грошам. Но еще до этого
в доме по Парадной улице Броня слышит: “Какое чудесное, чудесное ваше лицо!
Буду представлять, и будет так утешительно думать, что здесь разлеглось
не какое-нибудь хамье, а… Куда же вы? Я прошу вас…” Тонкое лицо самой этой
дамы казалось очень знакомым. А через несколько лет Броня узнала его на
фото: то была родная сестра Сергея Петровича…
Фото любительское: брат и сестра, юные и очень
похожие, сидят, кажется, на валуне, но точно сказать нельзя, поскольку
на фото, втоптанном в пол, тут грязный след сапога.
Какой все-таки пост занимал в Москве Сергей
Петрович? Что не в ВЧК – это я знаю точно. К ВЧК имел отношение второй
Лидочкин муж: зеленоглазый поляк был прислан туда на выучку. Лидочка же
в те годы была всего лишь красавицей. Отводя со лба пепельный веер волос,
смеясь длинными голубыми глазами, она сразу сбивала с ног. Первому мужу
родила она дочь. Но второго полюбила без памяти. Его не было на свете уже
года 32, когда она созналась: “Стукнет ночью дверца авто под окном, я до
сих пор радостно вздрагиваю – Ян приехал!” С какой ночной работы он тогда
приезжал? В 36-м она родила ему сына. А в 37-м были вдруг арестованы и
Ян, и первый ее муж, и сам ее отец Сергей Петрович.
Его увели на рассвете. А часа два спустя,
приехав зачем-то в Москву, в квартиру явилась Броня. Распоротые подушки.
Перевернутые шкафы. И фотографии, фотографии по всему полу…
По двору идут люди, но глаз у них будто и нет.
Подойдя же, еще и отворачиваются. И чувствуешь, они тебя все-таки видят,
но показать не хотят. Только дворник – толстая шея, напротив, присядет
рядом на корточки: “Откуда приехали? Кто отец? Как фамилия? У тебя языка,
что ль, нет?” Зачем спрашивать, кому надо, и так все известно. Но я все
равно молчу. Потому что так просила моя бабушка Шейна-Ена. И потому что
сама так хочу. Бабушка привезла меня в Москву, чтобы поддерживать в беде
двоюродную бабушку Женю.
Но, возможно, и не привозила. Помню, еще в
Ленинграде она говорит: “Повезу”, а мой папа в крик: “Вы в своем уме? Что
будет с нами?”… И я не помню ни бабушку Женю, ни тетю Лиду той поры, только
двор и дворника, но они могли мне еще где-то встретиться…
Длинная комната. Длинный-длинный стол, накрытый к позднему городскому обеду. Хозяин реб Гирш, а ныне Григорий Израилевич, его дети, внуки, невестки, зятья, не притрагиваясь к еде, ждут пока хозяйка Шейна-Ена, а ныне ленинградка София Иосифовна закроет плотнее оба окна. После чего тихо затягивают:
Поют всегда и только это, а, спев, как бы забывают – такая уж сложилась традиция. Видимо, без традиции еврей не еврей, даже если полагает, что готов ассимилироваться. Бабушка Софья, вырвавшись из оков обязательного шабата, как-то не замечает, что пусть не по субботам – в те поры рабочим дням, а по выходным, за праздничный стол непременно сходятся и съезжаются все чада, домочадцы, родичи, обычно – к восходу звезды. А стол под белой скатертью? А цимес и фаршированная рыба?.. И как молитва перед трапезой – это самое “бим-бом”.“Бим-бом, бим-бом, слышен звон кандальный,
Бим-бом, бим-бом, путь сибирский дальный,
Бим-бом, бим-бом, слышно там и тут:
Нашего товарища на каторгу ведут”.
Но для чего весь этот рассказ? Перипетии жизни рядовой семьи так называемых русских евреев, к тому же, еще и не сугубо еврейские, могут ли что-то добавить в ходе модной теперь дискуссии о зловредствах евреев в России? Наверное, нет. Но любая маленькая историйка может добавить что-то к истории вообще.