Существуют вопросы, на которые, при очевидной
простоте их формулировки, не легко ответить. Вот два таких вопроса: "верите
ли вы" и "любите ли вы". При попытке посмотреть на слова "вера" и "любовь"
в упор становится ясно, что за этими простенькими словами – целые миры.
Чтобы попытаться понять, что такое вера и
любовь, попробуем посмотреть, где они находятся, частью чего являются,
поищем более общее понятие. Возьмем в качестве такого понятия "картину
мира". Во мне, как и в вас, и в любом живом существе, есть картина мира.
Пусть картина мира – это множество событий, на которые наклеены ярлычки
с моими (вашими) оценками (хорошо, плохо, 1000$, конец всему). События
связаны причинно-следственными связями, причем на каждой связи висит бирочка
с вероятностью – если произойдет событие А, то с вероятностью X это будет
иметь следствие B.
Заметим, прежде всего, что среди вероятностей
есть не зависящие от меня и есть зависящие от меня. Следствия, вероятности
которых зависят от меня – это мои намерения. Вероятности следствий (как
не зависящих от меня, так и намерений) и оценки событий – это и есть моя
картина мира. Попробуем понять, что такое "вера" на языке описания, включающего
а) собственно события; б) ценности событий; в) вероятности не зависящих
от нас следствий; г) вероятности зависящих от нас следствий, т.е. оценку
наших намерений.
В качестве события, открывающего наше обсуждение,
рассмотрим встречу с Б-гом. Итак, происходит событие, в реальности которого
– будь на месте Б-га мой старый друг – я бы не усомнился ни на йоту, ни
на терцию. Ну да, я вчера его действительно в городе встретил. Да, у него
оказался свободный вечер. И у меня. Да, пошли в кафе. Да, торт и кофе.
Да, интересно пообщались. А в чем, собственно, дело, товарищ следователь,
чего тут странного?
Но теперь речь идет о другой встрече. И что
мне делать? Ведь я могу с криком "караул, держите меня семеро" прибежать
к психиатру или к следователю в ФСБ, забиться в истерике и завопить, что
стал жертвой галлюцинации, зомбирования и происков империалистов. Итак,
вот первое определение веры, точнее – степени веры: сколь подробна, детальна,
реальна и т.д. должна быть картина встречи, чтобы человек согласился с
тем, что – да, действительно... "кто бы мог подумать?! Ан вот же..." Для
человека, верующего в обычном, "полном" смысле этого слова, особой подробности
и детальности не требуется. Согласно Торе, знаком Завета является радуга
– какая уж тут детальность. Доктринальный атеист – крайний, убежденный,
идеологический и т.д. – побежит к психиатру в любом случае (хотя, скорее,
все же в ФСБ). Вот на этой шкале мы и найдем первую характеристику степени
веры у данного человека. Ее можно назвать "степень требований к убедительности
свидетельства" или "готовность принять свидетельство".
Теперь перейдем ко второй шкале – шкале оценки
события. Крайне негативная оценка – крушение всей системы ценностей. Я
всю жизнь считал, что Бога нет, читал лекции в обществе "Знание", а теперь
он пришел и к утру убедил меня в своей реальности. Все. Конец всей жизни,
конец уважения к себе. Иду на кухню, открываю газ.
Средняя точка шкалы - никакой особой реакции.
Приятно, конечно, что теперь мы это точно знаем, но, собственно, и раньше
как-то жили, и теперь жить будем. На квартплату Он не влияет? Нет? Ну,
тогда можно жить дальше. Спасибо за содержательное интервью... Ребята,
штопор у кого?
Наконец, другой край шкалы. Ты со мной. Теперь
ты навсегда со мной. "... теперь есть свет в любой тьме, сладость в любой
горечи, радость в любой муке..." (Стругацкие). Я всегда могу остановить
на тебе мой взгляд, услышать тебя в соседней комнате, увидеть на циферблате,
через сколько минут ты войдешь, я в любой момент могу подумать твое имя
и после этого разорвать голыми руками любую колючую проволоку. Как великие
хасиды, которые, произнеся шестидесятичетырехбуквенное имя Б-га, могли
подыматься на небо. Итак, вторая шкала – шкала оценок события. От полного
краха, минус бесконечности, через безразличие, к новой наполненной жизни,
длящемуся экстазу, свету и теплу, непрерывному восторгу. Вы (как и я) наверное
знаете, что все это действительно существует.
Наконец, третья шкала – это шкала следствий
и их вероятностей. Что будет происходить, если человек придет к выводу,
что ему не привиделось? Никаких "автоматических" следствий, вроде бы, нет.
Значит – только решения самого человека. Будет ли он по-прежнему убивать,
издеваться, воровать, обманывать? Или он не делал этого и раньше? Станет
ли он добрее, начнет ли чаще прощать людям их глупости и подлости? Изменит
ли он свою модель мира, свои намерения и оценки? Изменит ли он, наконец,
свои действия? Поверив в любовь, согласится ли принести свое благополучие
на этот алтарь? А если в этом замешаны другие люди? Короче – что он сделает?
Наконец, четвертая шкала. Как человек оценит
произошедшее с ним? Доволен ли будет он тем, что изменилось (если изменилось)
его модель мира, его отношение к вопросу? Приятно ли ему видеть себя уверовавшим
в каком-либо из перечисленных смыслов в какой-либо из названных степеней?
Вот четыре шкалы для оценки веры человека
– насколько легко примет факт, как его оценит, какие действия предпримет
и как оценит произошедшее с собой. А ведь есть и еще один уровень рефлексии,
когда человек не говорит, что с ним произошло то-то и то-то, а говорит,
что он стал понимать, как это бывает с другими. Это, разумеется, не вера
– но уже некоторый шаг к ней. Вот человек, переживший экстаз и крушение
невзаимной влюбленности, такое крушение, что в какой-то момент он (позже
ему страшно и странно вспоминать об этом) обратился к Нему с просьбой,
с мольбой. Такой человек, выйдя живым из подобной истории, с полным основанием
скажет – да, я не уверовал (по крайней мере, в обычном смысле), но я теперь
знаю, как это бывает с другими...
Рассуждения о смысле слов – это исследования
отражения в языке жизни, жизненного опыта людей. Слова языка указывают
иногда на конкретный объект (шариковая ручка, подаренная мне Л., которой
я и посвящаю этот текст), а иногда на огромное множество явлений (например,
те слова, которые обсуждаются в этой статье – вера, любовь). Вернемся поэтому
непосредственно к языку. Известна триада: вера, надежда, любовь. Центральный
член триады – в смысле сложности стоящего за ним мира – выглядит явно "не
отсюда". Может ли быть что-то проще надежды? Что зазвонит телефон и ты
скажешь – я хочу к тебе приехать, сейчас... Что как-то раз опустится рядом
со мной на скамейку некто и, участливо посмотрев, промолвит – "Вы, конечно,
не во всем правы, друг мой, но, знаете, бывает интересно читать... меня
послал Он, и мне поручено рассказать вам, голубчик, в чем вы правы, а в
чем ошибаетесь..."
Почему же столь простое понятие, как надежда,
стоит в этой триаде? Не намекает ли нам язык на то, что в глубине и веры,
и любви находится именно она – надежда?