ТЕАТР В ПЕТРОГРАДЕ. 1918 ГОД.

     Понятно, что никакого еврейского театра в столице Российской Империи до 1917 года не было и быть не могло. Черта оседлости проходила много южнее. И тем не менее, первой же еврейской труппе, руководимой А.Гольдфаденом, без особого труда удалось прорваться в обе столицы. В Петербурге труппа играла девять месяцев (с 23 июля 1881 по 25 апреля 1882 г.). Театр пользовался успехом у зрителей, о нем довольно много писали критики. Гастролировали в Петербурге труппы Я.Спиваковского (1905 и 1907), А.Каминского (1908 и 1909), Б.Юнгвица (1916). Однако, стационарные еврейские спектакли были запрещены даже Еврейскому Театральному Обществу, образованному в 1916 году. Об этом поведали "Биржевые ведомости", заметку которых перепечатали несколько газет и театральных изданий: "В феврале текущего года группа общественных деятелей задалась целью организовать в Петрограде первый народный театр на началах, выработанных первым всероссийским съездом (национальных театров, проходившем в Москве с 25 декабря 1915 по 5 января 1916 г. – Е.Б.).
     Названная группа деятелей в течение шести месяцев успела подготовить необходимый репертуар, собрать приличный состав исполнителей и добыть необходимые денежные средства. В июле же были заказаны декорации и снято помещение. Ходатайство о соответствующем разрешении взял на себя председатель комитета по организации народных театров в России А.Н.Кремлев. Последний вошел с соответствующим представлением в петроградское градоначальство. Однако, 20-го августа, за десять дней до начала сезона, сделалось известным, что ходатайство градоначальником отклонено на том основании, что спектакли предположено ставить на еврейском языке. Не помогло при этом указание на то, что в течение последних трех месяцев градоначальником было утверждено два устава – еврейских Литературно-художественного и Театрального обществ, в силу которых названным обществам разрешается ставить спектакли на еврейском языке. Таким образом культурное начинание, преследующее чисто просветительные и художественные цели, поглотившие много труда и средств, заглохло по непонятной причине".
     Февральская революция навсегда отменила черту оседлости. И вскоре в повременных изданиях стали появляться анонсы различных еврейских спектаклей. "В воскресенье, 3 марта, в театре "Комедия и Драма" (Моховая, 33) состоится спектакль на еврейском языке под управлением артиста Д.С.Штейтельмана и под главным режиссерством известного артиста из Лондона Симар-Гасси, – сообщала "Вечерняя Звезда". – Представлено будет "Герцеле Меюхес". Единственно известной из перечисленного была старая пьеса М.Рихтера. Имена руководителя труппы и ее режиссера ни до, ни после мне, по крайней мере, никогда не попадались. Другая газета – "Жизнь искусства" – сообщала, что "в Петрограде учреждается еврейский рабочий театр. Репертуар нового театра будет состоять из произведений пролетарских авторов, равно и исполнители будут вербоваться из рабочей среды". Но то ли не нашлось таких авторов, то ли не сумели "навербовать" труппу, прродолжения не последовало.
     А в апреле 1918-го петроградская сионистская организация устроила Палестинскую неделю, в заключительном концерте которой пел великий Федор Иванович Шаляпин. Он "был в голосе, – писали тогда "Последние вечерние новости.., – пел на древнееврейском языке и жаргоне.., и таким образом оказался не только новым источником для эстетического наслаждения, но вместе с тем большим козырем для укрепления сионистских тенденций...
     "Ода в память Переца" Розовского написана весьма своеобразно. Лишены обычной, восточной трафаретности фортепианные вещицы Мильнеpa. Много настроения в псалме Гуровнча. Творчество Ю.Энгеля было представлено чрезвычайно удачно подобранной песней на слова Фруга. Еe рефрен: "Через бездну мук, через цепь невзгод смелей, седой старик-народ, вперед, вперед" вызвал вполне естественный энтузиазм сионистской публики, не говоря уже о том, что исполнителем этой песни был Шаляпин".
     Концерт выручил 50000 рублей, из них 5 тысяч были получены за статуэтки Шаляпина работы И.Я. Гинцбурга, проданные на аукционе после концерта.
     14 февраля в театре "Комедия и Драма" спектаклем "Сиротка Хася" Я.Гордина начала выступления еврейская труппа, образованная провинциальным актером и режиссером В.0.Саркановым. "Возрождение еврейской сцены, – это давнишняя мечта еврейской интеллигенции, – писала газета "Вечер Петрограда". – Сейчас в Петрограде группой профессиональных артистов и интеллигентной молодежи создается еврейский художественный театр. На этот раз затея подкреплена и материальными средствами, а главное – есть искренная готовность служить с подмостков интересам еврейского искусства... Репертуар – исключительно пьесы переводной и еврейской классической литературы. В труппе лучшие силы еврейской сцены и много артистов русской сцены. Особое внимание будет обращено на художественность постановок". Среди актеров, перешедших на еврейскую сцену, лишь Сара Нольден, примадонна петроградской оперетты Аркадьева, Арнольд Розгрин и И.З.Шульгин; еврейские актеры, но отнюдь не "лучшие силы", Анатолий Шульман и Соломон Наумов, впоследствии встречающиеся в последующих петроградских труппах; и совсем неизвестные – Я.Лагер, С.Гольдштейн, Бар-Бой, Гусинов, Кравцевич, Пинскер, Адлер, Вайнер, Эрдинская и др. Режиссеры – И.Шульгин и В.Сарканов.
     После "Сиротки Хаси" последовали "Дер идишер кениг Лир" Гордина же (23.2), "Мендель Шнеерсон" Ю.Юлина (15.3), оперетта Г.Майзеля "Семке Лец" с Розгрином в заглавной роли (6.4). 27 апреля некоторые артисты труппы участвовали в юбилейном спектакле "Колдунья" А.Гольдфадена, посвященном 10-летию сценической деятельности С.А.Мельникова, который (один из немногих) периодически показывал полулюбительские еврейские спектакли в Петербурге. "Главная роль Миреле находилась в руках Сары Нольден, – писал рецензент "Новых ведомостей" Д. – Она прекрасно провела свою роль, обнаружив драматическую жилку, конечно, и вокальная сторона роли находилась на должной высоте. Типичной мачехой была Витонеску. Выдержанный образ бабы Яхны дал г-н Мельников. Хорошо подыгрывали г. Шульман (Маркус) и Наумов (Эльюким). Слабее был г-н Двинский в роли Гоцмаха. Большой голос обнаружил г-н Baйсбург в роли мясника. В качестве режиссера дебютировал опереточный простак г-н Шульгин; он отлично справился со своей задачей... Дирижировал г-н Сольщанский..."
     С 25 мая труппа перешла в Литейный театр, где спектакли открылись "Янкелем Кузнецом" Д.Пинского. Постановка Шульгина, который выступил в в заглавной роли. Тамару сыграла Нольден, Арна – Сарканов, Ривку – Эрдинская. 1 июня сыграли премьеру пьесы молодого драматурга Давида Шапиро "Семейство Нагорского", рассказывающей о вечной проблеме распада семьи, об антагонизме "отцов и детей". Отца семейства исполнял Сарканов, его сына – Гусинов, его дочери Элен – Нольден, Маргариты Грандэ – Эрдинская. "Общее впечатление от спектакля далеко не в пользу театра, который хотелось бы видеть в роли рассадника серьезного еврейского театрального искусства", – приходил к выводу рецензент Д.Арбатов.
     Однако, 18 июня театр показал "Миниатюры" Д.Шапиро ("Оскорбленные души", "Кто виноват?" и "Ди Гафтейро"). "Бессодержательный диалог художника и слепого музыканта в первой миниатюре довольно растянут, – писал один из рецензентов... – Вторая миниатюра "Кто виноват?" представляет собой драматический скетч с не лишенной оригинальности архитектоникой и обнаруживает в авторе некоторую драматическую жилку... Эта вещица была разыграна с грехом пополам. Зато с большим удовольствием смотрится "Ди гафтойро". Это – милая безделушка, в которой есть подлинный еврейский элемент. И в сценическом отношении эта вещь хорошо сделана. Пьеса была разыграна в соответствующих водевильных тонах. Пальма первенства принадлежит г. Шульгину, который метко изобразил неудачливого жениха, которому с трудом даются замысловатые мелодии сложной "Гафтойро". Хорош был также н г. Гусинов, портной, если бы не его излишняя утрировка. Недурны г-жа Кравцевич, Сара Нольден и Штейман. Удачно справился с своей ролью и малолетний Миша Шульгин, изображавший одного из "вундеркиндов-шалунов".
     6 июня сыграли еще одну премьеру – "Бог мести" Шолома Аша (Шепшович – Сарканов, Ривкеле – Гольдштейн, Манька – Эрдинская, Гиндель – Нольден, Шлойме – Гусинов), с которым труппа не справилась. Неоднозначную реакцию публики и критиков вызвал бенефис Сарканова, выбравшего "Уриэля Акосту" К. Гуцкова (15.6). В спектакле участвовал хор еврейской синагоги. Однако Д.Арбатов посчитал, что "грехи режиссуры вполне искупили бенефициант" – "несомненно одаренный артист, вдумчивый, серьезно относящийся к задачам еврейской сцены" в заглавной роли, "и г-жа Эрдинская" в роли Эсфири. Де-Сильву сыграл Шульман, бен-Акибу – Пинскер, режиссировал спектакль Шульгин. На критика и в "общем спектакль, оставил отрадное впечатление и явился бенефисом не только г-на Сарканова, но и театра. Переполнившая театр публика оценила представление, и после каждого акта аплодисменты переходили в овацию".
      Не столь оптимистично был настроен другой рецензент – М.Двинский. Подводя итоги работы театра, он писал, что "кратковременность сезона" явилась лишь "своего рода опытом акклиматизации в Петрограде еврейского театра", что "трудно понять на каком основании театр этот присвоил себе название х у д о ж е с т в е н н о г о", тем более, что и "репертуар составляли без системы. Правда, "Фамилия Нагорских" Д.Шапиро, "Бог мести", "Янкель дер шмидт" прошли боле или менее сносно.., но самым трагикомическим моментом в деятельности этого театра следует считать "Уриэля Акосту"... Было убого и жалко... Неудивительно, что сезон закончился даже со скандалом. Вчерашний последний спектакль был отменен, а публике возвращены деньги".
     Установить, как было на самом деле или хотя бы придти к каким-либо выводам теперь, из-за отсутствия описаний самих спектаклей, невозможно. Не было у театра и второго сезона. Труппа распалась.
     Почти одновременно в Петрограде рождался другой еврейский театр, ставивший перед собой ту же цель: "составить новый этап в истории развития еврейского театра", создав для этого "свою собственную студию для подготовки кадров артистов своего театра", – будущий ГОСЕТ.

Евгений БИНЕВИЧ
Сайт создан в системе uCoz