В 1922 году начинающий 20-летний петроградский
режиссер Леонид Трауберг напечатал свои первые статьи в сборнике
“Эксцентризм”. В 1984 году классик советского кино профессор
Леонид Захарович Трауберг назвал последнюю главу своей последней книги
“Мир наизнанку” “Эксцентризм”. Удивительно не то, что эти
тексты во многом различны – между ними шестьдесят лет. Удивительно, как
узнаваем в тексте 80-летнего мэра 20-летний новичок.
Леонид Трауберг родился ровно 100 лет назад – 18 января 1902 года. В 1921
году вместе с 18-летними Григорием Козинцевым и Сергеем Юткевичем
он создал ФЭКС – Фабрику Эксцентрического Актера. Вдохновляясь теориями
Эйзенштейна и американской “комической” (Чаплин, Китон), молодежь
валяла дурака на сцене, затем на экране. В течение нескольких лет (1923–1928)
Козинцев с Траубергом создают шедевры русского авангардного кино – “Чертово
колесо”, “Шинель”, “СВД”, “Новый Вавилон”. Экспрессионистская “Шинель”
стала наиболее весомым вкладом кинематографа в “петербургский текст” русской
культуры. “СВД” и “Новый Вавилон” – фильмы о революциях (восстание декабристов
и Парижская коммуна), но о революциях, потерпевших поражение. В торжествующем
городе победившей революции режиссеры поняли, что величие революционера
не в пошлом триумфе, а в жертвенной гибели. Потому эти фильмы может без
“идеологического протеста” смотреть человек, не разделяющий идеи декабристов
или коммунаров.
Начиная с 30-х годов ФЭКС и ранние фильмы
Козинцева-Трауберга служили для советских киноведов и советского киноначальства
примером чуждого народу формалистического кино. Режиссеры перестроились,
сняли несколько хороших реалистических фильмов (“Одна”, “Трилогия
о Максиме”). Но что-то кончилось, содружество распалось, Трауберг
ушел в преподавание, Козинцев же возродился как режиссер в 60–70-е годы
(“Гамлет”, “Король Лир”). Режиссер Трауберг возродиться не
смог. Или не захотел.
В 70–80-е выходят книги профессора Трауберга
“по теории и истории кино” (так обычно пишут в издательских аннотациях):
“Фильм начинается”, “Дэвид У. Гриффит”, “Мир наизнанку”.
Рядом с Траубергом сотни скучных, бездарных, претенциозных людей писали
скучные, бездарные, претенциозные книги о любви, войне, о своих переживаниях,
да о чем угодно. Они считались писателями, их книги издавались, они получали
литературные премии.
Трауберг создавал резко индивидуальные, выходящие
за жанровые границы книги о фильмах и их творцах. Никто его писателем не
считал и к “высокой литературе” его сочинения не причислял. Трауберговские
тексты напоминают не серьезные киноведческие работы (хотя его эрудиция
поражает) и не современный выпендреж модных кинокритиков, а блестящую прозу
20-х годов – Пильняка, раннего Эренбурга, “серапионов”, Олеши.
Писатель Трауберг сохранил присущие режиссеру Траубергу чувство ритма,
склонность к неожиданным монтажным ходам, сочетание пафоса и иронии. Все
это, а также, повторим, невероятная эрудиция преследует одну цель: доказать,
что кино не развлечение для полуграмотной толпы, не способ зарабатывать
деньги. Кино для Трауберга – равноправная молодая муза среди прочих, более
почтенных по возрасту.
Книги Трауберга, конечно, никого не научили делать кино. Может быть, кого-то
они научили кино понимать, но наверняка многих научили кино любить. Любовь
самого Трауберга к кинематографу, к его гениям и к его “маленьким солдатам”
поражает. Поражает его верность кумирам молодости – Эйзенштейну, Гриффиту,
американским комикам. Безумно жаль, что Трауберг не написал большую книгу
о Козинцеве, ФЭКСе, “Ленфильме” 20–30-х – только короткие статьи да отдельные
фразы в книге “Фильм начинается”. Не успел, наверное. Или не хотел писать
“подцензурный” текст.
К сожалению, к столетию Трауберга мы можем
только перечитать его книги. Конечно, “Шинель и “Новый Вавилон” признаны
классикой советского кино, но серьезные работы о ФЭКСе написаны на Западе,
конференции созываются в Италии. (Трауберг пишет, как в 1965 году они с
Козинцевым сидели на одной такой конференции и слушали доклады европейских
киноведов о самих себе. “И чего только мы о себе не узнали!”) Но главное
– негде посмотреть фильмы. Последняя более или менее полная ретроспектива
Козинцева–Трауберга была на Башировском фестивале 1999 года в кинотеатре
“Спартак”. Присутствовавшие могут подтвердить, что после “Шинели” современные
фильмы воспринимались, ну… как лимонад после армянского коньяка. В общем,
культурной столице не нужны фильмы своих величайших кинорежиссеров…
Трауберг в книге “Фильм начинается” несколько
раз с восторгом цитирует Библию: в 70-е годы это не было принято. Наверное,
он знал библейскую истину: “Будь верен до смерти…”