Колонка комментатора

Почему я пытаюсь соблюдать, или
зачем человеку делать то, что он может делать

     Известный философ Бертран Рассел написал книгу “Почему я не христианин”. Мне кажется, что психологическая основа написания подобной книги такова — человек на самом деле в душе — христианин, но почему-то считает нужным бороться с этим и вдобавок демонстрировать всем, что с этим бороться надо. Примерно по таким же основаниям я пишу эту заметку. Дело в том, что в душе, “на самом деле”, я, конечно же, атеист, агностик и все прочее такое. Из почти абсолютно ассимилированной, совершенно нерелигиозной семьи, вдобавок по специальности физик. Однако последние годы мой всегда существовавший интерес к религии начал понемногу (очень понемногу) дополняться соблюдением. Поскольку мне самому это немного странно, возникает естественное (для физика) желание понять, как устроена эта “машинка” (биолог, впрочем, тоже бы заинтересовался, но сказал бы — “как устроена эта зверушка”).
     Наверное, немногие из нас усомнятся в том, что своим сохранением в веках, да еще в “известно каких” условиях евреи обязаны своей религии — иудаизму. Существенную часть иудаизма составляет “соблюдение”. Причем, нисколько не умаляя роли пророков и мудрецов, заметим, что к простому еврею в его повседневной жизни иудаизм был обращен именно этой стороной. Сознание того, что есть Иерусалим и были Маккавеи — грело, майсы и анекдоты про ребе — развлекали, а соблюдение просто было. Как вода вокруг рыб, как воздух вокруг людей.
     Впрочем, разница в том, что рыбы умирали, будучи вытащены из воды, а евреи частенько умирали за право жить в этой “воде”.
     Большинство из нас не соблюдает и не пытается сделать соблюдающими своих детей, хотя и полагает, что своим сохранением в качестве народа евреи обязаны именно соблюдению. Ужас ситуации в том, что большинство из нас хочет, чтобы народ был, и понимает, что для этого нужно, но не хочет делать ничего само. Мы похожи на примитивного алкоголика, который понимает, что пропивать вещи из дома (то есть транжирить культурное наследие своего народа) плохо, но продолжает все это делать. Для справки: изощренный алкоголик строит философскую систему, объясняющую, почему блевать в подъезде — это хорошо и правильно; наш еврейский аналог становится выкрестом (обычно ихним активистом) или просто вливается в “евреев за Иисуса”, стоящих с туповатым видом у выхода из метро.
     Так вот, на уровне общих рассуждений мы уж как-нибудь общий язык найдем. Но в какой-то момент надо, заглатывая последний кусок котлеты, намазать масло на хлеб или остановиться и положить нож.
     Вернемся на минуту назад по цепочке рассуждений. Мы хотим, чтобы народ сохранился? Если “нет”, повесьте эту статью (можно вместе с газетой “Ами”) на гвоздь в самой маленькой комнате вашего дома. Если “да”, то есть хотим, то почему мы этого хотим? Собственно, мне было бы приятно, если бы сохранились и чукчи, и французы. Народ — как мне кажется — это хорошо. Для человека это возможность принадлежать к культуре и к общности. Людям — сколько я их знаю — это приятно. Конечно, кому-то больше, кому-то меньше, но в какой-то мере — всем. Ну так пусть они имеют эту возможность. Мне не жалко! Разумеется, хочу иметь эту возможность и я. И хочу, чтобы эту возможность имели мои дети. Причем, поскольку я уже сейчас ощущаю в себе (как и вы) что-то еврейское, то я хочу иметь возможность принадлежать именно к этому народу. При всем моем уважении к папуасам и англичанам. И даже при всем моем антисемитизме (вы давно читаете мои писульки и знаете — я имею для него основания).
     Дальнейшее рассуждение так просто, что его хочется опустить, да редактор заругает. Итак, в наше сегодняшнее время именно от действий каждого из нас и зависит, простите за высокопарность, сохранение народа. Это в позапрошлом веке, в насквозь соблюдающем местечке, выкрест воспринимался как сумасшедший, и его наличие лишь укрепляло остальных в соблюдении. Так одиночный псих позволяет ощутить прелесть своей нормальности. А нынче? Когда просто и последовательно соблюдающих в России среди евреев единицы процента? (Попутно: согласно социологическим данным среди тех, кто заявляет, что они православные, соблюдают соответствующие нормы тоже порядка процента — можете оценить сами по количеству мест в церквах). Между тем, по личному небольшому опыту могу по секрету сказать (да и вы сами это знаете) — действия человека сильно зависят от действий людей вокруг него. Особенно, если кто-то рядом с вами тоже отказался бы от свининки за столом, но стесняется оказаться в этой роли в одиночестве. Хоть все люди интеллигентные, а как-то не по себе... Но если кто-то рядом это сделает, то присоединиться проще простого. Ну так доставьте ближнему своему эту маленькую радость.
     Кстати, этим ближним может оказаться ваш собственный ребенок. Есть у них в жизни этакий период, когда отстоять себя в молодежной — дружеской и циничной — компании легче, если можешь промежду прочим сказать: “а кстати, мои предки свечи зажигают... интересно...”
     Между прочим, когда вы начнете хоть в чем-то соблюдать, то через некоторое время вас ждет сюрприз. Вы обнаружите, что вам приятно это делать. Причем это ощущение не ослабевает от того, что вы знаете о его приближении, поэтому сюрприз я вам не испортил.
     К этому можно добавить еще вот что. Не могут последовательно и поголовно соблюдаемые традиции быть вредны или опасны — за тысячи лет они бы уничтожили народ. Что же до еврейских традиций, то я думаю, что они очень даже полезны и хороши. Про свининку и субботу не будем — о пользе некоторых пищевых ограничений не трепался только ленивый, насчет релаксации, чувства сопричастности, пользы от общения с детьми и гармонии мы все знаем, а вот насчет козленка и его матери у меня есть своя гипотеза. Во-первых, необходимость вообще соблюдать какие-то правила дисциплинирует. А большинству людей этого не хватает (например, мне). Но в данном случае дело еще в том, что надо помнить, что именно ты делал несколько часов назад и полезно иметь план на несколько часов вперед. Это очень полезно для любого работающего человека. Особенно для бизнесмена...
     Замечу, что рационалистическая трактовка традиции никоим образом не противоречит мнению о том, что нормы установлены Конструктором. Ведь правда — разумно установить нормы так, чтобы мой любимый (хоть и жестоковыйный до безобразия) народ смог выжить? Ну не наоборот же делать...
     В заключение, как говорят, “хотелось бы отметить” два обстоятельства. Во-первых, какой-нибудь ушлый и дошлый психолог, прочитав все это, хмыкнет и скажет: “Ну, мы-то, психологи, понимаем, что все не так... Что его иудаизм в форме э-э-э... козленка без матери... да это просто реакция на э-э-э... одиночество, проблемы на работе и что-то там еще”. Поясняю для психологов — подобрать психологические основания будет вам трудно и еще не факт, что получится. По крайней мере два эти мотива (и главный редактор “Ами” и все, кто меня знает, охотно подтвердят) — не проходят.
     Второе обстоятельство, которое мне приятно назвать, таково. Поводом для написания этой заметки явился вопрос дочери. Что лишний раз подтверждает мою правоту... Насчет того, что наше соблюдение может быть нужно нашим детям.

Леонид АШКИНАЗИ
Сайт создан в системе uCoz