С В Я З Ь   В Р Е М Е Н
(заметки к выставке Рената Фридмана)

     День рождения для каждого человека – день особенный. С детства мы ждем в этот день праздника, веселья или просто волшебства. А, пожалуй, самое большое удовольствие – это делать имениннику подарки. Одним из подарков, преподнесенных в день рождения петербургскому художнику Ренату Аркадьевичу Фридману, стало продление его персональной выставки, открытой в октябре 2001 в Еврейском общинном центре Санкт-Петербурга до 24 января 2002 года. И хотя это уже вторая выставка мастера в этих стенах, она совершенно особая. И эту особенность можно выявить не прямым сравнением двух выставок – графической и живописной – ибо они в некотором смысле являются продолжением друг друга, а проследив творческий путь мастера.
     Ренат Аркадьевич Фридман родился 24 января 1931 года на Украине. Рисовал, сколько себя помнит, с раннего детства. И, закончив в 1952 году Киевскую художественную школу, поступил и с отличием закончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Становление художника пришлось на период формирования в искусстве направления, получившего название “суровый стиль”. Художники “сурового стиля” пристально вглядывались в окружающий их мир и обладали тонким ощущением натуры. Именно натура дарила им особое восприятие жизни, была отправной точкой для создания обобщенного образа. И поэтому неудивительно, что именно человек во всех проявлениях его жизни становится для художника “сурового стиля” предметом особого интереса. Не стал исключением и Ренат Фридман. Много лет мастер разрабатывает цикл “Человек”, в котором воплотились размышления автора о жизни, об окружающем его мире. Рената Фридмана невозможно назвать “спокойным” художником.
Иерусалим. 1999
Ему свойственна неутомимая жажда деятельности, и это воплощается не только в совмещении преподавательской (он долгое время ведет занятия в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена) и художнической жизни, в которой он одинаково страстно занимается живописью и графикой. И это не случайно. В художественной школе он занимался живописью, а Ленинградский институт им. И.Е. Репина окончил по мастерской станковой графики профессора А.Ф. Пахомова. Однако истинную причину такой многогранности необходимо искать в особенностях творческого мышления художника.
     Обратимся непосредственно к творчеству Р.Фридмана. В живописи он работает в области пейзажа, натюрморта и как тонкий портретист. В графике художник не ограничивает себя каким-либо жанром. С особым интересом художник исследует тему исторического прошлого и исторических персонажей, что привело его к созданию серии портретов исторических деятелей, ученых, легендарных и мифологических героев.
     Художник не отделяет своих героев от окружающей их среды. Мастер с пристальным вниманием вглядывается в жизнь природы, создавая прекрасные пейзажи, пронизанные истинным лиризмом. Особенно необычны небольшие работы, выполненные маслом, основанные на впечатлениях художника, которые он получил в поездках. Перед зрителем открывается удивительный мир Германии, Югославии, Болгарии, Чехословакии, Польши, США и других далеких и почти сказочных стран. Все эти воспоминания о путешествиях – лирические метафоры той или иной страны, они не только рассказывают о впечатлениях мастера, но и приглашают зрителя к размышлению о неповторимости того или иного уголка земного шара.
     Именно сплав интереса художника к человеку и окружающему миру, духовному началу, истории, размышления о прошлом и настоящем привели его к работе над графическим и живописным циклам, связанным с текстами Торы. Однако ни на одной из выставок, ни графической, прошедшей в 1998 году, ни живописной 2001 года, не было представлено ни одной иллюстрации, ибо все показанные работы – это чисто живописное осмысление и выражение вечных сюжетов.
Женщина (из серии "Человек"). 1981
Исполненные без заказа, в силу личного интереса, они вызывают неподдельный интерес зрителя, хотя, безусловно, использование разных техник привносит в эти циклы совершенно различный настрой. Графические работы, которые представлялись на выставке “Библейские страницы”, потрясают лаконизмом выражения. Мастеру удалось воплотить на бумаге то, чем наполнена жизнь – мир чувств, однако они не захлестывают зрителя, увлекая в безудержный полет фантазии, автор как бы специально сдерживает зрителя, отмеряя ту протяженность времени, которая разделяет того и нынешнего героев. Необходимо отметить, что все представленные листы пронизаны драматизмом, при этом дело не только в сюжете, хотя кто может остаться равнодушным перед листом 1988 года “Суд Соломона”, где столь остро раскрыта тема материнства. Художник добивается психологического напряжения и чисто художественными средствами.
Мудрость (из серии "Человек"). 1984
К ним относятся и предельная выразительность линогравюры, где царствует контраст черного и белого, белого и коричневого, и монументальные формы рисунка, как будто с трудом вмещающиеся в формат листа, и четкий ритм композиции. Эти тенденции Фридман развивает и в живописных полотнах, представленных зрителю в 2001 году. Оставаясь в рамках реалистической школы, автор умело вписывает своих героев в привычную им среду, при этом невозможно в указанном единстве назвать какую-либо из составляющих главенствующей, ибо именно потрясающее чувство композиции, свойственное мастеру, позволяет зрителю не только увлечься ритмом картины, но и погрузиться в сложную колористическую гамму, насладиться тонким психологизмом образов.
     Экспозиция выставки умышлено разделена на две части. Первая – это Иерусалим современный, представленный изысканными пейзажами (“Иерусалим”, 1999; “Иерусалим. Утро, 1999; “Иерусалим. Цитадель”, 1999), шумным рынком и веселой свадьбой. Вторая - величественные картины прошлого, заставляющие остановиться и задуматься, сколь дорогую цену пришлось заплатить народам за приобретенный в веках опыт. Эти две линии связывает в логическое единство полотно “Автопортрет с прошлым”, где автор предстает перед зрителем со свечой в руках как бы выходящим из истории и уходящим в нее. Эта метафора приближает нас к пониманию, что именно искусство способно презреть бег времени и зримо связать прошлое и настоящее.

Н.З.
Сайт создан в системе uCoz