С В Я З Ь В Р Е М Е Н
(заметки
к выставке Рената Фридмана)
День рождения для каждого человека – день особенный. С детства мы ждем
в этот день праздника, веселья или просто волшебства. А, пожалуй, самое
большое удовольствие – это делать имениннику подарки. Одним из подарков,
преподнесенных в день рождения петербургскому художнику Ренату Аркадьевичу
Фридману, стало продление его персональной выставки, открытой в октябре
2001 в Еврейском общинном центре Санкт-Петербурга до 24 января 2002 года.
И хотя это уже вторая выставка мастера в этих стенах, она совершенно особая.
И эту особенность можно выявить не прямым сравнением двух выставок – графической
и живописной – ибо они в некотором смысле являются продолжением друг друга,
а проследив творческий путь мастера.
Ренат Аркадьевич Фридман родился 24 января
1931 года на Украине. Рисовал, сколько себя помнит, с раннего детства.
И, закончив в 1952 году Киевскую художественную школу, поступил и с отличием
закончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им.
И.Е. Репина. Становление художника пришлось на период формирования в искусстве
направления, получившего название “суровый стиль”. Художники “сурового
стиля” пристально вглядывались в окружающий их мир и обладали тонким ощущением
натуры. Именно натура дарила им особое восприятие жизни, была отправной
точкой для создания обобщенного образа. И поэтому неудивительно, что именно
человек во всех проявлениях его жизни становится для художника “сурового
стиля” предметом особого интереса. Не стал исключением и Ренат Фридман.
Много лет мастер разрабатывает цикл “Человек”, в котором воплотились размышления
автора о жизни, об окружающем его мире. Рената Фридмана невозможно назвать
“спокойным” художником.
|
Иерусалим. 1999
|
Ему свойственна неутомимая жажда деятельности,
и это воплощается не только в совмещении преподавательской (он долгое время
ведет занятия в Российском государственном педагогическом университете
им. А.И. Герцена) и художнической жизни, в которой он одинаково страстно
занимается живописью и графикой. И это не случайно. В художественной школе
он занимался живописью, а Ленинградский институт им. И.Е. Репина окончил
по мастерской станковой графики профессора А.Ф. Пахомова. Однако истинную
причину такой многогранности необходимо искать в особенностях творческого
мышления художника.
Обратимся непосредственно к творчеству Р.Фридмана.
В живописи он работает в области пейзажа, натюрморта и как тонкий портретист.
В графике художник не ограничивает себя каким-либо жанром. С особым интересом
художник исследует тему исторического прошлого и исторических персонажей,
что привело его к созданию серии портретов исторических деятелей, ученых,
легендарных и мифологических героев.
Художник не отделяет своих героев от окружающей
их среды. Мастер с пристальным вниманием вглядывается в жизнь природы,
создавая прекрасные пейзажи, пронизанные истинным лиризмом. Особенно необычны
небольшие работы, выполненные маслом, основанные на впечатлениях художника,
которые он получил в поездках. Перед зрителем открывается удивительный
мир Германии, Югославии, Болгарии, Чехословакии, Польши, США и других далеких
и почти сказочных стран. Все эти воспоминания о путешествиях – лирические
метафоры той или иной страны, они не только рассказывают о впечатлениях
мастера, но и приглашают зрителя к размышлению о неповторимости того или
иного уголка земного шара.
Именно сплав интереса художника к человеку и окружающему
миру, духовному началу, истории, размышления о прошлом и настоящем привели
его к работе над графическим и живописным циклам, связанным с текстами
Торы. Однако ни на одной из выставок, ни графической, прошедшей в 1998
году, ни живописной 2001 года, не было представлено ни одной иллюстрации,
ибо все показанные работы – это чисто живописное осмысление и выражение
вечных сюжетов.
|
Женщина (из серии "Человек"). 1981
|
Исполненные без заказа, в силу личного интереса, они вызывают
неподдельный интерес зрителя, хотя, безусловно, использование разных техник
привносит в эти циклы совершенно различный настрой. Графические работы,
которые представлялись на выставке “Библейские страницы”, потрясают лаконизмом
выражения. Мастеру удалось воплотить на бумаге то, чем наполнена жизнь
– мир чувств, однако они не захлестывают зрителя, увлекая в безудержный
полет фантазии, автор как бы специально сдерживает зрителя, отмеряя ту
протяженность времени, которая разделяет того и нынешнего героев. Необходимо
отметить, что все представленные листы пронизаны драматизмом, при этом
дело не только в сюжете, хотя кто может остаться равнодушным перед листом
1988 года “Суд Соломона”, где столь остро раскрыта тема материнства. Художник
добивается психологического напряжения и чисто художественными средствами.
|
Мудрость (из серии "Человек"). 1984
|
К ним относятся и предельная выразительность линогравюры, где царствует
контраст черного и белого, белого и коричневого, и монументальные формы
рисунка, как будто с трудом вмещающиеся в формат листа, и четкий ритм композиции.
Эти тенденции Фридман развивает и в живописных полотнах, представленных
зрителю в 2001 году. Оставаясь в рамках реалистической школы, автор умело вписывает своих героев
в привычную им среду, при этом невозможно в указанном единстве назвать
какую-либо из составляющих главенствующей, ибо именно потрясающее чувство
композиции, свойственное мастеру, позволяет зрителю не только увлечься
ритмом картины, но и погрузиться в сложную колористическую гамму, насладиться
тонким психологизмом образов.
Экспозиция выставки умышлено разделена на
две части. Первая – это Иерусалим современный, представленный изысканными
пейзажами (“Иерусалим”, 1999; “Иерусалим. Утро, 1999; “Иерусалим. Цитадель”,
1999), шумным рынком и веселой свадьбой. Вторая - величественные картины
прошлого, заставляющие остановиться и задуматься, сколь дорогую цену пришлось
заплатить народам за приобретенный в веках опыт. Эти две линии связывает
в логическое единство полотно “Автопортрет с прошлым”, где автор предстает
перед зрителем со свечой в руках как бы выходящим из истории и уходящим
в нее. Эта метафора приближает нас к пониманию, что именно искусство способно
презреть бег времени и зримо связать прошлое и настоящее.
Н.З.
Сайт создан в системе
uCoz