Человек – это существо, задумывающееся о смысле своего
существования и в одном из двух случаев обнаруживающее, что смысла нет.
В другом случае – если человек религиозен – вопрос смысла для него не стоит:
он решен. Похоже, что именно человек – единственный объект на Земле, задумывающийся
о смысле. Разумеется, в литературе нет недостатка в попытках рассмотрения
ситуаций, когда о смысле задумываются другие существа (а может быть, и
вещества), но маловероятно, чтобы подобные вопросы возникли у индивида
вне системы накопления и передачи знаний. А ее, похоже, все-таки ни у кого,
кроме человека, нет.
Вернемся, однако, к смыслу и способности задуматься
над ним. Возможны, естественно, все четыре варианта. У этой шариковой ручки
есть смысл – фирма Bic создала ее для меня. Но ручка не задумывается об
этом, и ей хорошо. У дождя, шум которого я слышу почти с той же громкостью,
что и шорох вентилятора в компьютере (сейчас я сижу у компьютера, но пишу
ручкой), нет ни смысла, ни мыслей о нем. У обезьян, если успешные эксперименты
по обучению их языку продлятся еще полвека, вполне возникнет вопрос о смысле,
и на него будет ответ. Их смысл – скажет им человек – доставлять мне, научному
сотруднику Х., материал для моей диссертации. Наконец, у человека вопрос
о его смысле возник, и человек, со свойственной ему патологической изобретательностью,
нашел два противоположных ответа. Один, низводящий человеческий род до
шума дождя за окном, и другой, ставящий его в положение обезьян.
Оба варианта вызывают тоску, если не сказать
отвращение. Но выход есть; человек нашел и его: он рассказал себе трогательную
сказку о любви. О той любви, с которой он создает новых людей, и любви
(такова гипотеза), с которой Он, да святится имя Его, создал и ежесекундно
создает человека. Но так ли это? Создаем ли мы детей по любви? По любви
ли мы учим их и воспитываем? Вы можете не отвечать мне, но я вправе задать
этот вопрос вам, поскольку задаю его и себе, годы и десятилетия, и не могу
ответить.
Не есть ли божественная любовь просто оправдание
божественного рефлекса, подчиняясь которому и творит он нас и мир вокруг?
А потом проходят тысячи лет, и творение, не желая считать себя случайным,
рассказывает себе трогательную сказку?
Мы были трезвее, когда нам было десять лет.
Школьная дразнилка – “жертва аборта” – не оставляла места для обожествления
родителей. Но, выросши, мы начинаем понимать, что в их любви что-то было...