|
|
|
в Фонтанном доме. 1998 |
|
|
В Евреском общинном центре
Санкт–Петербурга в конце февраля закрылась персональная выставка одного
из старейших фотографов города Феликса Робертовича Лурье. Увлекаясь с детства
фотографией, он не связал с ней свою профессию – после окончания Военмеха
всю жизнь проработал инженером–конструктором – а сделал ее своим увлечением.
Однако Феликса Лурье трудно назвать любителем, хотя именно материальная
свобода позволили ему выработать свой принцип в творчестве: “делаю в фотографии
только то, что мне хочется”. А желания мастера связаны в первую очередь
с литературой и искусством. Еще в начале 1970–х годов Народный дом книги
“Арсенал” организовал в Доме писателя им. В.В. Маяковского литературный
абонемент, и фотографирование литературных вечеров стало постоянным увлечением
Ф. Лурье. Именно эти вечера позволили сделать мастеру ряд прекрасных фотопортретов:
Беллы Ахмадулиной, Михаила Мишина, Александра Кушнера… Портреты он дарил
своим героям, а те оставляли благодарные отклики, которые до сих пор хранятся
в домашнем архиве Феликса Лурье.
|
|
|
|
Фотоаппарат позволил
мастеру познакомиться не только с писателями, но и художниками, актерами
и режиссерами, все они становились героями его многочисленных выставок,
а регулярное посещение литературных вечеров, выставок и спектаклей привели
к тому, что он стал летописцем культурной жизни Ленинграда–Петербурга с
1970–х годов и по нынешние времена. Постепенно от черно–белой фотографии
мастер отошел и отдал свое предпочтение цветной фотографии. И если ранние
выставки Ф. Лурье составляло исключительно черно–белое фото, то на нынешней,
уже шестнадцатой по счету, мы можем найти и работы, выполненные в цвете.
Совершенно разные по жанру – пейзаж, портрет, натюрморт – они объединены
лирическим и любовным отношением автора к своему герою, будь то портрет
внучки (Галюшка, 1998), или Фонтанка в разные времена года (Фонтанка зимой,
1998; Фонтанка осенью, 1998; Фонтанка летом, 1998).
Вне зависимости от жанра
и техники исполнения все они проникнуты особым настроением, которое передается
каждому пришедшему на эту выставку.