Книга Семена Резника
– еще одна в ряду попыток разоблачения зловещих мифов, на которых зиждется
антисемитизм. Дико читать приводимые автором примеры как чудовищного невежества,
так и сознательного обмана, спровоцированного в равной мере и политиканством,
и патологической расовой ненавистью, психологическая природа которой мне
так и не понятна до сих пор. Сколько уже я знаю об этом. Первое потрясение
было испытано в детстве: одна из любимых моих книжек той поры – автобиографический
роман Александры Бруштейн “Дорога уходит в даль...”, в котором много страниц
посвящено делу Бейлиса. Еврейская девочка-подросток, росшая в очень интеллигентной,
очень демократической среде, читая газетные сообщения об этом процессе,
слушая разговоры старших, едва ли не впервые приходит к пониманию трагически
обособленного положения евреев в европейском мире. Однако Бруштейн разделяет
исторический оптимизм своего поколения. Главным лицом этих событий в ее
юном сознании выступил Владимир Галактионович Короленко: именно он взял
на себя функции общественного защитника, именно благодаря ему удалось переломить
общественное настроение и вынудить присяжных вынести оправдательный приговор
несчастному Менделю Бейлису. Активная деятельность Короленко, бурное возмущение
прогрессивной русской интеллигенции — все это позволило Бруштейн и в детстве
поверить и в старости подтвердить, что антисемитизм — это порождение лишь
царской России, и он ушел в прошлое вместе со свержением самодержавия.
Однако история советской
и постсоветской России в 20 и теперь уже в 21 веке опровергает эти светлые
надежды (не говоря уже о многовековых событиях европейской истории, завершившихся
Холокостом). И всякий раз после прочтения очередной книги или статьи об
ужасах антисемитизма, о гнусной и неприкрытой лжи, лежащей в его основе,
мучит меня вопрос: почему же, несмотря на все разоблачения, мир по-прежнему
делится на евреев и неевреев, и значительная часть неевреев продолжает
по-прежнему верить во все эти бредни? Вопрос риторический. И в книге Резника
он звучит в подтексте, и автор тоже не находит на него ответа, а может
быть, не знает, где его искать. Единственное, что он может (и, надо сказать,
блестяще делает) — еще и еще раз привести достоверные факты, свидетельствующие
о зловещем поклепе, превращающем целый народ, миллионы людей, рассеянных
по всему миру, в носителей мирового зла.
Семен Резник — русский,
или как принято у юдофобов, русскоязычный писатель из числа тех, кого называют
диссидентами: в 1982 году он был лишен гражданства, исключен из Союза писателей
и выслан из страны. С тех пор живет в США и продолжает писать художественную
прозу и публицистику.
Ставя своей задачей
развенчание мифа о кровожадности евреев и их обычае приносить человеческие
жертвы “своему Богу” (можно подумать, что у христиан какой-то другой Бог
и что Ветхий Завет не является для них такой же священной Книгой, как и
для евреев), Резник начинает с того, что опровергает один из политических
мифов советского времени — миф о сугубо политиканском происхождении “кровавого
навета”, что позволяло советским идеологам, в свою очередь, обвинять в
политиканстве и самих евреев, как только они осмеливались заговаривать
об антисемитизме. Хотя надо сразу оговориться: Резник в своих публицистических
рассуждениях делает упор именно на политику. Однако логика повествования,
которую продиктовали автору собранные им исторические факты (а за этой
небольшой книгой — годы и годы исторических исследований), отчасти противоречит
этому.
Для меня явилось откровением
сообщение о том, что “миф о ритуальных убийствах уходит корнями в седую
древность. Клевета о том, что в Иерусалимском храме якобы поклонялись голове
осла (по другому варианту, свиньи) и раз в год приносили в жертву захваченного
и хорошо откормленного грека, распространялась еще в античную эпоху”. Именно
к этим источникам прибегали в Средние века гонители евреев, чтобы обосновать
свои взгляды и поступки. И вот здесь мне показалось, что автор напрасно
ограничился лишь ссылками и цитатами, лишь констатацией факта. Публицистику
следовало бы подкрепить более подробными и, может быть, более беспристрастными
научными изысканиями. У русских есть поговорка: “Нет дыма без огня”. Если
отбросить ее зловредный бытовой смысл, то в чистом виде она означает, что
каждое представление людей о мире и о других людях, как бы ни было фантастично
и нелепо, имеет под собой какую-то реальную подоплеку. И легенда о еврейских
жертвоприношениях несомненно выросла на некоей историко-культурной почве
— искаженно трактованный иноплеменниками обряд, подсмотренный и непонятый
специфический бытовой обычай, неверно интерпретированный текст какого-либо
религиозного или каббалистического сочинения, ошибка в переводе, наконец.
И только потом — и, безусловно, важно понять, как и когда — все это становится
востребовано в больших и малых политических играх.
Книжка Резника со всей
очевидностью доказывает, что именно “голые” исторические факты, изложенные
с научной беспристрастностью, действуют подчас куда сильнее публицистического
пафоса. Разумеется, если речь идет об интеллигентной и интеллектуальной
аудитории, способной к анализу фактов и к самостоятельным выводам. Толпа,
так называемое “массовое сознание” глухо к доводам разума и весьма восприимчиво
к митинговым лозунгам. Причем, к лозунгам именно погромного характера.
История свидетельствует, что толпу легко подвигнуть на бунт и кровавые,
разрушительные действия. К созиданию же она не способна — для этого нужно
сознание высокоразвитой, полноценной и потому толерантной личности.
Именно к самоопределившейся
личности обращается Резник, выстраивая свои короткие, но энергично и выразительно
написанные очерки от античности до самых последних дней уже российской
истории. Наиболее подробно останавливается он на важнейшем этапе развития
“антисемитской мысли” в России: на появлении в 19 веке в недрах извращенных
умов “страшилки” о еврейских пасхальных жертвоприношениях. Над этой неказистой
теорией можно было бы посмеяться, если не знать, сколько за ней стоит жизней.
Как легко отбросить фальшивки Скрипицына и Лютостанского (его Резник называет
“первым профессиональным антисемитом в России”), если забыть о том, что
уже в просвещенном 20 столетии она служила и сегодня продолжает служить
погромной политике юдофобов и фашистов, реанимировавших эти писания и освятивших
их именем Владимира Ивановича Даля (еще одна подлость антисемитов, вполне
убедительно разоблачаемая автором “Кровавого навета”).
Обращается автор и к
одиозной фигуре замечательного математика и столь же замечательного мракобеса
(гений и злодейство — две вещи несовместные?) Игоря Шафаревича, и к еще
более одиозной личности известного православного антисемита Иоанна, и к
печальной роли в истории юдофобии таких неоднозначных, но все-таки почитаемых
в русской культуре людей, как Василий Розанов и Павел Флоренский, и к трагической
фигуре отца Александра Меня.
Поражает масштаб исторических
поисков, предпринятых автором, его колоссальная эрудиция. Но — тираж всего
2 тысячи экземпляров, издана книжка скромненько, с опечатками, со смазанными,
плохо отсканированными фотографиями, которых могло бы и должно было быть
больше, но, видно, денег не хватило.
И вновь мучит меня вопрос:
дойдет ли и эта книжка хотя бы до одного из тех, кого она должна переубедить?
Попадет ли она в руки тем, чье сознание она призвана помочь сформировать,
чьи заблуждения могла бы развеять? Легче всего и этот вопрос счесть риторическим
и не пытаться на него отвечать — слишком грустным представляется ответ.
Ведь понятно, что книга Семена Резника — столь убедительная, столь доказательная,
столь беспристрастная по манере изложения и столь пронзительная по объективной
сути своего содержания — радость для узкого круга его единомышленников.
Дай Б-г, чтобы хоть враги ее заметили, чтобы появились ругательные отзывы,
иначе нет никакой надежды, что хотя бы краткая информация о ней попадет
в большую российскую прессу.
Разве не случилось это
лет десять тому назад с замечательной книгой В. Бурцева “Протоколы сионских
мудрецов: доказанный подлог”. В. Бурцев, революционер-подпольщик в царской
России и политический эмигрант в годы советской власти, провел тщательное
расследование возникновения “Протоколов” в недрах царской охранки и представил
собранные им доказательства на суде в 30-е годы в Швейцарии. Существует
судебное решение (!), признавшее, что “Протоколы...” — фальшивка. Кто помнит
об этом? Кто ссылается на книгу Бурцева, опубликованную в России на волне
перестройки? Никто. Резник об этой книге даже не упоминает, а как бы она
ему пригодилась! И уж тут не подкопаешься: Бурцев — не какой-нибудь “инородец”
или выкрест из евреев, он — потомственный русский дворянин. Но книгу эту,
изданную, между прочим, не абы где, а в одном из крупных государственных
издательств, никто не заметил. Пусть бы хоть ругали — все-таки известность.
Нет, удобнее замолчать.
Почему же на людоедскую
фашистскую писанину находятся деньги, находятся журналисты, готовые муссировать
подобные публикации, тем самым привлекая к ним внимание, и не находится
ни средств, ни журналистского или иного внимания для тех людей, которые
говорят правду и тем самым утверждают здравый смысл, толерантность, ненасилие
как главные ценности наступающего века?
Вновь вспоминается любимый
Лев Толстой: “Все великие мысли всегда просты. Моя мысль состоит в том,
что ежели люди дурные соединены и составляют силу, то людям добрым надо
сделать только то же самое — ведь как просто!”