ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРУШКИ Б. АКУНИНА.
РУССКО-ЕВРЕЙСКАЯ
МИФОЛОГИЯ
|
Б. Акунин
|
Наконец-то! В марте 2002 года попея Б. Акунина
о “русском Холмсе” Фандорине окончательно стала фактом массовой культуры:
появился первый фильм о нашем домашнем Пуаро (он же Мегрэ, он же Марло,
и кто там еще?) – “Азазель”. А так как Б. Акунин автор амбициозный
и его романы (о Фандорине и другой цикл – о сестре Пелагии) не только детективы,
даже не столько детективы, а изображение всей России конца XIX–начала ХХ
веков, то с появлением очередных экранизаций (а они появятся, ближайшая,
очевидно, “Статский советник”) средний россиянин будет видеть
прошлое своей страны глазами Б. Акунина, то есть литературоведа и переводчика
японской прозы Георгия Чхартишвили. Его глазами он увидит Россию
мирную и Россию воюющую, ее столицы и ее провинцию, императорский двор
и церковь, полицейских и бандитов с Хитровки, революционеров и поэтов-декадентов.
Собственно, в этом нет ничего нового: любой нормальный человек войну 1812
года представляет по роману Толстого или, скорее, по фильму Бондарчука,
но не по скучным учебникам.
Еще А. К. Толстой в одном юмористическом
стишке утверждал, что в России живут всякие народы и “евреи тоже есть”.
Так вот интересно, как же в книгах Акунина изображены эти самые евреи,
которые в России были, есть и, будем надеяться, будут. При этом чисто литературные
достоинства текстов Акунина я здесь оценивать не берусь, просто сразу скажу,
что его романы мне скорее нравятся, а фильм Адабашьяна активно не
нравится.
В фандоринском цикле евреи занимают довольно
скромное место – редкие упоминания и пятистепенные персонажи. В двух романах
о сестре Пелагии имеется второстепенный персонаж – крещеный еврей, провинциальный
прокурор, верный сын православной церкви, изображенный в традициях “нечерносотенной”
русской прозы XIX века – с симпатией, но несколько гротескно. Что же касается
“Азазеля”, то он не так “стерилен” в отношении еврейской проблематики,
как кажется на первый взгляд.
В бульварной литературе XIX века (Рочестер,
Крестовский) мотив тайных обществ, стремящихся к власти над миром,
был мотивом отчетливо антисемитским. И действительно, чем союз воспитанников
леди Эстер, изображенный в романе (и фильме), не интернациональный вариант
пресловутого союза сионистских мудрецов? Возможно, не совсем случайным
является и английское происхождение главной злодейки – леди Эстер. Русские
юдофобы со времен Достоевского почему-то считают Англию центром
еврейских антироссийских интриг. (Видимо, не дают покоя воспоминания об
английском премьер-министре Дизраэли.) Пароль “Азазель”, ссылки
на Книгу Еноха также создают некий “еврейский колорит”. Тем не менее до
“среднего” читателя и тем более зрителя эти аллюзии скорее всего не доходят.
Более очевиден “антимасонский” мотив – интернациональный характер общества,
символика.
Зато в романе “Статский советник”
тема “евреи в России” одна из главных. Стало уже общим местом, что Акунин
монтирует свои романы из персонажей, ситуаций, тем русской литературы,
прежде всего XIX века. В “Статском советнике” он “вторгается” на территорию
Солженицына, чьи любимые мотивы – евреи в русской революции, провокаторство.
Фандорин борется с руководителем террористической
группы неуловимым суперменом Грином (Гринбергом). Столкнувшись в юности
с антисемитизмом, Грин начинает борьбу с режимом, вовлекая в свою организацию
русских людей, не брезгуя сотрудничеством с авантюристами и бандитами.
Вроде бы все по Солженицыну: евреи как главная сила русской революции (русского
терроризма). Но есть любопытные и важные отличия. Во-первых, Акунин вполне
внятно изображает попустительство властей погромам. Так что мотивы превращения
очкарика Гринберга в супертеррориста Грина достаточно весомы. А главное,
Грин изображен с явной симпатией. Он оборотная сторона Фандорина, почти
его двойник. Он честен, мужественен, бескорыстен, предан своим идеям и
готов за них умереть. Его борьба с Фандориным – столкновение людей, желающих
счастья своей стране, но по-разному представляющих и само это счастье,
и пути к нему. Главный же негодяй в романе – руководитель российской охранки,
человек со значащей фамилией Пожарский – провокатор, хладнокровно убивающий
и подставляющий “своих” и “чужих” ради корыстных целей. В результате гибнут
десятки людей, гибнет Грин, а Фандорин уходит со службы, не желая быть
игрушкой в руках карьеристов и провокаторов.
По “Статскому советнику” можно снять два совершенно
разных фильма. Один – о демоническом еврее, разрушающем российское государство
и терпящем поражение от русского патриота Фандорина. Другой – о честных,
умных, благородных россиянах, Фандорине и Гринберге, о двух идеалистах
ставших игрушками в руках спецслужб.
Леонид Цыткин
Сайт создан в системе
uCoz