ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРУШКИ Б. АКУНИНА.
РУССКО-ЕВРЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Б. Акунин
      Наконец-то! В марте 2002 года попея Б. Акунина о “русском Холмсе” Фандорине окончательно стала фактом массовой культуры: появился первый фильм о нашем домашнем Пуаро (он же Мегрэ, он же Марло, и кто там еще?) – “Азазель”. А так как Б. Акунин автор амбициозный и его романы (о Фандорине и другой цикл – о сестре Пелагии) не только детективы, даже не столько детективы, а изображение всей России конца XIX–начала ХХ веков, то с появлением очередных экранизаций (а они появятся, ближайшая, очевидно, “Статский советник”) средний россиянин будет видеть прошлое своей страны глазами Б. Акунина, то есть литературоведа и переводчика японской прозы Георгия Чхартишвили. Его глазами он увидит Россию мирную и Россию воюющую, ее столицы и ее провинцию, императорский двор и церковь, полицейских и бандитов с Хитровки, революционеров и поэтов-декадентов. Собственно, в этом нет ничего нового: любой нормальный человек войну 1812 года представляет по роману Толстого или, скорее, по фильму Бондарчука, но не по скучным учебникам.
     Еще А. К. Толстой в одном юмористическом стишке утверждал, что в России живут всякие народы и “евреи тоже есть”. Так вот интересно, как же в книгах Акунина изображены эти самые евреи, которые в России были, есть и, будем надеяться, будут. При этом чисто литературные достоинства текстов Акунина я здесь оценивать не берусь, просто сразу скажу, что его романы мне скорее нравятся, а фильм Адабашьяна активно не нравится.
     В фандоринском цикле евреи занимают довольно скромное место – редкие упоминания и пятистепенные персонажи. В двух романах о сестре Пелагии имеется второстепенный персонаж – крещеный еврей, провинциальный прокурор, верный сын православной церкви, изображенный в традициях “нечерносотенной” русской прозы XIX века – с симпатией, но несколько гротескно. Что же касается “Азазеля”, то он не так “стерилен” в отношении еврейской проблематики, как кажется на первый взгляд.
     В бульварной литературе XIX века (Рочестер, Крестовский) мотив тайных обществ, стремящихся к власти над миром, был мотивом отчетливо антисемитским. И действительно, чем союз воспитанников леди Эстер, изображенный в романе (и фильме), не интернациональный вариант пресловутого союза сионистских мудрецов? Возможно, не совсем случайным является и английское происхождение главной злодейки – леди Эстер. Русские юдофобы со времен Достоевского почему-то считают Англию центром еврейских антироссийских интриг. (Видимо, не дают покоя воспоминания об английском премьер-министре Дизраэли.) Пароль “Азазель”, ссылки на Книгу Еноха также создают некий “еврейский колорит”. Тем не менее до “среднего” читателя и тем более зрителя эти аллюзии скорее всего не доходят. Более очевиден “антимасонский” мотив – интернациональный характер общества, символика.
     Зато в романе “Статский советник” тема “евреи в России” одна из главных. Стало уже общим местом, что Акунин монтирует свои романы из персонажей, ситуаций, тем русской литературы, прежде всего XIX века. В “Статском советнике” он “вторгается” на территорию Солженицына, чьи любимые мотивы – евреи в русской революции, провокаторство.
     Фандорин борется с руководителем террористической группы неуловимым суперменом Грином (Гринбергом). Столкнувшись в юности с антисемитизмом, Грин начинает борьбу с режимом, вовлекая в свою организацию русских людей, не брезгуя сотрудничеством с авантюристами и бандитами. Вроде бы все по Солженицыну: евреи как главная сила русской революции (русского терроризма). Но есть любопытные и важные отличия. Во-первых, Акунин вполне внятно изображает попустительство властей погромам. Так что мотивы превращения очкарика Гринберга в супертеррориста Грина достаточно весомы. А главное, Грин изображен с явной симпатией. Он оборотная сторона Фандорина, почти его двойник. Он честен, мужественен, бескорыстен, предан своим идеям и готов за них умереть. Его борьба с Фандориным – столкновение людей, желающих счастья своей стране, но по-разному представляющих и само это счастье, и пути к нему. Главный же негодяй в романе – руководитель российской охранки, человек со значащей фамилией Пожарский – провокатор, хладнокровно убивающий и подставляющий “своих” и “чужих” ради корыстных целей. В результате гибнут десятки людей, гибнет Грин, а Фандорин уходит со службы, не желая быть игрушкой в руках карьеристов и провокаторов.
     По “Статскому советнику” можно снять два совершенно разных фильма. Один – о демоническом еврее, разрушающем российское государство и терпящем поражение от русского патриота Фандорина. Другой – о честных, умных, благородных россиянах, Фандорине и Гринберге, о двух идеалистах ставших игрушками в руках спецслужб.
Леонид Цыткин
Сайт создан в системе uCoz