“Приглашаем всех принять участие во встрече,
посвященной защите прав отказников в СССР, которая пройдет...” — такое
объявление было опубликовано в журнале “Свет” в 1983 году. Эту библиографическую
редкость мне подарили всего месяц назад. Подарили в Кливленде, еврейская
община которого уже не первый год поддерживает общину Петербурга. Но лучше
обо всем по порядку...
Целую неделю группа студентов провела в Кливленде,
представляя петербургскую еврейскую общину. Все это время с нами щедро
делились опытом организации еврейской жизни. Мы посещали школы, семейные
и образовательные центры, встречались с руководителями Федерации еврейских
общин Кливленда. Одной из самых интересных частей нашей программы была
встреча Шабата вместе со студентами из кливлендского “Гилеля”. Проведение
Шабата для студента из “Гилеля” — дело привычное, но когда провести его
надо на иностранном языке и для почти незнакомых людей... в общем, можно
признаться, что волновались мы сильно и не были уверены в успехе. Но с
первых же слов мы ощутили удивительную поддержку, не помешали даже некоторые
различия в порядке проведения субботней службы.
Американская мечта — свободное общество, в
котором каждый сам выбирает, как ему жить, чем заниматься. Наверное, поэтому
так активно американские общины и фонды поддерживают еврейскую жизнь в
Петербурге. Возможность национальной самоидентификации для них — неотъемлемая
и очень важная часть свободы.
Отношение американских общин к евреям России
и направленность их помощи менялась. В советское время на первом месте
стояла помощь отказникам, проводились встречи, митинги и другие мероприятия
в их защиту. Сегодня еврейские общины США ищут равноправного сотрудничества
для обмена опытом и идеями. Яркими примерами такого сотрудничества являются
стажировки преподавателей и пасхальный проект, в котором активно участвуют
студенты петербургского “Гилеля”. Как писали еврейские философы, “община
— не просто собрание людей, а живое целое, существующее совместно ради
общего блага”. Именно такие общины в Америке: в них действительно чувствуется
единство и бьющая ключом жизнь. Этот “общинный дух” с нами и пытались разделить.
Мы часто спрашивали у американцев, что они
думают о России. Выяснилось, что Россия у них не всегда ассоциируется с
балалайками и белыми медведями, гораздо чаще — с бандитизмом и грязью на
Брайтон Бич. Правда, американские школьники говорят, что для них Россия
связана, в первую очередь, с холодами, а еще с Достоевским.
В России "еврей" и означает еврей, никакие
комментарии не требуются. В Штатах дело обстоит принципиально по-иному.
Есть нерелигиозные, реформисты, консерваторы, модерн-ортодоксы, строгие
ортодоксы. Деление это в определенной степени условное, но такое разнообразие
— тоже проявление американской свободы. В любой анкете при приеме на работу
в американскую компанию есть вопрос “То what church do you belong?” (какую
религию Вы исповедуете). Этот вопрос не считается необычным, так же как
и ответ “Иудаизм”. Странным может показаться лишь отсутствие ответа. Сейчас
в Америке, впрочем, как и в России, религия стала модной, а принадлежность
к той или иной конгрегации рассматривается скорее как социальная, а не
религиозная характеристика, также как семейное положение или уровень образования.
Но интерес к еврейской жизни и культуре для американского еврея нельзя
назвать модой или увлечением. Для многих это основа их жизни.
Безусловно, нам есть чему учиться. Например,
тому, как следовать повестке дня и следить за временем, проводя встречи,
или тому, как сделать общинную жизнь более эффективной. Но сегодня мы уже
можем вести разговор на равных, разговор, в котором обе стороны смогут
узнать что-то новое.