ТРОП(АМИ) ГИЛЕЛЯ
Община — это живое целое

     “Приглашаем всех принять участие во встрече, посвященной защите прав отказников в СССР, которая пройдет...” — такое объявление было опубликовано в журнале “Свет” в 1983 году. Эту библиографическую редкость мне подарили всего месяц назад. Подарили в Кливленде, еврейская община которого уже не первый год поддерживает общину Петербурга. Но лучше обо всем по порядку...
     Целую неделю группа студентов провела в Кливленде, представляя петербургскую еврейскую общину. Все это время с нами щедро делились опытом организации еврейской жизни. Мы посещали школы, семейные и образовательные центры, встречались с руководителями Федерации еврейских общин Кливленда. Одной из самых интересных частей нашей программы была встреча Шабата вместе со студентами из кливлендского “Гилеля”. Проведение Шабата для студента из “Гилеля” — дело привычное, но когда провести его надо на иностранном языке и для почти незнакомых людей... в общем, можно признаться, что волновались мы сильно и не были уверены в успехе. Но с первых же слов мы ощутили удивительную поддержку, не помешали даже некоторые различия в порядке проведения субботней службы.
     Американская мечта — свободное общество, в котором каждый сам выбирает, как ему жить, чем заниматься. Наверное, поэтому так активно американские общины и фонды поддерживают еврейскую жизнь в Петербурге. Возможность национальной самоидентификации для них — неотъемлемая и очень важная часть свободы.
     Отношение американских общин к евреям России и направленность их помощи менялась. В советское время на первом месте стояла помощь отказникам, проводились встречи, митинги и другие мероприятия в их защиту. Сегодня еврейские общины США ищут равноправного сотрудничества для обмена опытом и идеями. Яркими примерами такого сотрудничества являются стажировки преподавателей и пасхальный проект, в котором активно участвуют студенты петербургского “Гилеля”. Как писали еврейские философы, “община — не просто собрание людей, а живое целое, существующее совместно ради общего блага”. Именно такие общины в Америке: в них действительно чувствуется единство и бьющая ключом жизнь. Этот “общинный дух” с нами и пытались разделить.
     Мы часто спрашивали у американцев, что они думают о России. Выяснилось, что Россия у них не всегда ассоциируется с балалайками и белыми медведями, гораздо чаще — с бандитизмом и грязью на Брайтон Бич. Правда, американские школьники говорят, что для них Россия связана, в первую очередь, с холодами, а еще с Достоевским.
     В России "еврей" и означает еврей, никакие комментарии не требуются. В Штатах дело обстоит принципиально по-иному. Есть нерелигиозные, реформисты, консерваторы, модерн-ортодоксы, строгие ортодоксы. Деление это в определенной степени условное, но такое разнообразие — тоже проявление американской свободы. В любой анкете при приеме на работу в американскую компанию есть вопрос “То what church do you belong?” (какую религию Вы исповедуете). Этот вопрос не считается необычным, так же как и ответ “Иудаизм”. Странным может показаться лишь отсутствие ответа. Сейчас в Америке, впрочем, как и в России, религия стала модной, а принадлежность к той или иной конгрегации рассматривается скорее как социальная, а не религиозная характеристика, также как семейное положение или уровень образования. Но интерес к еврейской жизни и культуре для американского еврея нельзя назвать модой или увлечением. Для многих это основа их жизни.
     Безусловно, нам есть чему учиться. Например, тому, как следовать повестке дня и следить за временем, проводя встречи, или тому, как сделать общинную жизнь более эффективной. Но сегодня мы уже можем вести разговор на равных, разговор, в котором обе стороны смогут узнать что-то новое.

Ирина СТАРОБИНСКАЯ


Наш адрес: СПб, Б.Сампсоньевский, 45 (3-й этаж)
Телефон: (812) 303-86-00
E-mail: hillel@spb.cityline.ru
Интернет: http://www.hillelnet.org
Сайт создан в системе uCoz