В рамках дней австрийской культуры в Санкт-Петербурге,
проходившей в апреле в Доме кино, были показаны документальные фильмы
Рут Беккерман.
Беккерман часто обращается к еврейской теме,
к теме Холокоста. Так, в 1999 году она сняла фильм “В Иерусалим”
о судьбах живущих в Израиле австрийских евреев.
Один из главных героев показанного в Петербурге
фильма “Homemad(e)” – старый венский торговец-еврей, единственный
из своей семьи, кто пережил Холокост. Он доживает свои дни в Вене 2001
года, где у власти правительство националиста Хайдера. На встрече
со зрителями Рут Беккерман сказала, что Хайдер, конечно, не нацист, но
некоторые его взгляды близки к нацистским.
Беккерман – режиссер-публицист, режиссер-социолог.
Ее фильмы – серии монологов; режиссер дает героям выговориться; главное
в фильмах – слова персонажей и их лица. В фильме 1996 года “За пределами
войны” это лица бывших солдат гитлеровского вермахта – австрийцев.
Беккерман снимает их на скандальной выставке “Преступления вермахта”,
рассказывающей об участии регулярной армии (не СС!) в уничтожении евреев,
жителей оккупированных территорий, военнопленных. Это даже не интервью,
это монологи, в которых есть все: признания, полупризнания, оправдания,
умолчания, отрицание очевидного и даже гордость за светлое нацистское прошлое;
пожилая дама рассуждает о высокой нравственности молодежи в гитлеровские
времена, а заодно повторяет штампы антисемитской пропаганды. Иногда они
проговариваются: один “убежденный антифашист” был удостоен чести (это выясняется
из его же страстного монолога) обучаться в разведшколе абвера. В общем,
мифы творят не только историки; каждый маленький человек, посетивший “сей
мир в его минуты роковые”, творит свой маленький удобный миф.
Лаконичнее всех те, кто, кажется, на самом
деле полон раскаяния. Солдат-ветеран тихо говорит: “Правда… Все правда…
Стыдно… До сих пор стыдно…” – и уходит из кадра.
Фильм предельно объективен, режиссер не показывает
своих симпатий. И лишь в последнем эпизоде она сводит в одном кадре двух
венцев, ровесников, ветеранов, и один из них, волнуясь, почти кричит: “Но
ведь мы все знали еще тогда!.. И о лагерях все знали”. А другой, невозмутимо-ироничный,
монумент самому себе, отвечает: “Мы ничего не знали; все стало известно
после войны; а мы ничего не знали и ни в чем не участвовали”. А первый
говорит: “Еще раз повторяю: мы все знали”, – а потом беспомощно разводит
руками, и уходит, и это последний кадр фильма.
И как продолжение фильма во время обсуждения
в Доме кино встает молодой господин из Латвии и говорит, что нет палачей
и жертв, все неоднозначно, евреи сами во многом виноваты и т. д. и т. п.
Так что фильмы типа “За пределами войны” еще долго не утратят актуальность.