Еще лет сто назад, а может быть и больше, рассказывали
такой анекдот. Два еврея, Абрам и Хаим, решили креститься. Сперва пошел
креститься Хаим. Выходит он из церкви, встречает его Абрам и спрашивает:
“Ну что, Хаим, как оно там?” А Хаим ему отвечает: “Во-первых, я теперь
не Хаим, а Николай. Во-вторых, за что вы нашего Христа распяли? А в-третьих,
пошел ты к черту, морда жидовская!”
Как известно, за минувшие сто с лишним лет
многое изменилось. Несколько изменилось и отношение господ выкрестов к
бывшим своим соплеменникам. Да и вообще крещение евреев выглядит теперь,
как правило, несколько иначе. Если раньше еврей крестился, то он знал,
что он делает. Знал, что переходит в другую религию и полностью порывает
с Еврейством.
А теперь евреи у нас все больше ассимилированные,
в вопросах религии разбираются слабо (впрочем, не их это вина: после 70
лет “научного атеизма”, “борьбы с сионизмом” и т. п. это вполне закономерный
результат), а тут еще понаехали из-за бугра “добренькие” дяденьки и тетеньки,
которые вбивают нашим евреям в голову мысль о том, что еврей только тогда
и станет “настоящим евреем”, когда крестится. То есть, простите, не крестится
(крещение – это словечко не для евреев), а “совершит водное погружение”
или “совершит погружение в микву” (второй термин на случай, если наш ассимилированный
еврей знает, что такое миква). И совершают это самое “погружение” не в
церкви, а где-нибудь в живописном озере на лоне природы (летом) или в каком-нибудь
бассейне (в любое другое время года).
И вообще то место, куда уговаривают ходить
“погрузившихся” евреев (и тех, кто еще собирается “погрузиться”), называется
совсем не церковью (церковь – это словечко не для евреев), а “собранием
верующих”, “еврейской общиной” или даже “синагогой”. В Москве, например,
есть “мессианская синагога Шомер Йисраэль”, даже в регистрационных документах
она так называется. В Ростове-на-Дону тоже есть такая “синагога”. И тоже,
кстати, называется “Шомер Йисраэль”, правда регистрационных документов
у нее нет, так как она действует в качестве “еврейского служения” при харизматической
церкви Христа Спасителя. Звоните вы по телефону этой самой “синагоги”,
а там автоответчик: “Вы позвонили в церковь Христа Спасителя”. Но это уже,
как говорится, “отдельные нестыковки”. В большинстве случаев все идет как
по маслу. “Синагога” значит “синагога”, или в крайнем случае “еврейская
община”. И как тут бедному ассимилированному еврею понять, что это вовсе
не синагога, а протестантская церковь:
Короче, “добрый дяденька” Джон Смит пригласил
Абрама и Хаима в “синагогу”. Хотя почему Джон Смит? Джон Смит – это слишком
уж не по-еврейски звучит (особенно, если учесть, что этот “добрый дяденька”
именует себя “раввином”). Не лучше ли ему называться, скажем, Джонатаном
Сегалем? И чем он хуже баптистского пастора в третьем поколении Мартина
Розена, который, возглавив печально знаменитую миссию “Евреи за Иисуса”,
сразу же стал именоваться Мойше Розеном?
Итак, “добрый дяденька” Джонатан Сегаль пригласил
Абрама и Хаима в “синагогу”. Там им стали говорить о том, что “настоящие
евреи – это только те, кто совершил водное погружение”. Хаим сразу же решил
стать “настоящим евреем”, а Абрам почему-то засомневался и решил с этим
делом повременить. И вот выходит, значит, Хаим из бассейна, встречает его
Абрам и спрашивает: “Ну что, Хаим, как оно там?” А Хаим отвечает: “Прекрасно!
Я вот по паспорту Николай, а в “мессианской синагоге” меня теперь будут
называть моим еврейским именем Хаим. Имя Хаим мне теперь официально дано
при водном погружении. А ты вот как числишься по паспорту Алексеем, так
и есть Алексей. Пройдешь водное погружение, и будет у тебя настоящее еврейское
имя Абрам”. Думаете, я это все сочиняю? Как бы не так! Не только “мессианские
раввины” присваивают себе еврейские имена, но и своим прихожанам при крещении
(то есть, простите, при “водном погружении”) дают еврейские имена. Так,
когда в 1994 году в Петербурге Джонатан Сегаль, (то есть, простите, Джонатан
Бернис. Джонатан Сегаль пока проповедует только в Америке и до России еще
добраться не успел) крестил некую Клавдию Степаненко (украинку) и ее дочерей
Надежду и Галину, то им были даны имена соответственно Хава, Рахиль и Сара.
С тех пор в “мессианской общине” их называли только этими именами. Правда
большинство евреев (да и неевреев тоже) с русскими именами после “водного
погружения” так при этих именах и остаются: насильно менять имя никто,
конечно, не заставляет, но все желающие, подобно мадам Степаненко и ее
дочкам, могут взять себе еврейские имена по своему усмотрению или по усмотрению
“мессианского раввина”.
Короче, говорит Хаим Абраму: “Я – настоящий
еврей, и меня зовут Хаим, а ты – Алешка, и никакой ты не еврей! Это во-первых.
А во-вторых, за что, спрашивается, твои друзья-фарисеи…” “Чего? Какие еще
друзья-фарисеи?” – переспросил Абрам. А Хаим ему и отвечает: “Те самые
твои друзья, Мишка и Гришка, которые ходят не в мессианскую синагогу, а
в ту, в другую, в ненастоящую синагогу, где все в черных шляпах или в кипах.
Эти, которые в черных шляпах, они и есть фарисеи, попросту говоря, хамелеоны.
За евреев себя выдают, а сами вовсе и не евреи. Да, так вот, за что, спрашивается,
эти твои друзья-фарисеи нашего Христа (то есть, простите, нашего Машиаха
(как известно, Иисус Христос – это звучит уж очень не по-еврейски, а Иешуа
Ха-Машиах – вполне сойдет) распяли?” Хаим хотел было сказать не “твои друзья-фарисеи”,
а “вы – фарисеи” (имея в виду и Абрама тоже), но Джонатан Сегаль (или,
может быть, Джонатан Бернис, а может быть, и какой-то другой “раввин”)
строго-настрого запретил ему в разговоре с евреями лично их обвинять в
распятии Христа, потому что такое обвинение отпугивает евреев от “настоящего
иудаизма”, который проповедуют эти самые “раввины”. Другое дело – обвинить
в распятии Христа “фарисеев” (применительно к современным условиям этот
термин обычно употребляется для обозначения настоящих, а не “мессианских”
раввинов, а порой и всех тех, кто ходит в настоящую, а не мессианскую “синагогу”).
И вообще этот самый “мессианский раввин” наговорил Хаиму про настоящую
синагогу такого, что, если раньше Хаим, никогда в жизни в настоящей синагоге
не бывавший, время от времени думал, что не мешало бы хоть разок туда зайти,
теперь приходил в ужас при одной мысли о том, что всякий раз, когда он
едет на вещевой рынок за покупками, ему приходится проезжать на автобусе
мимо синагоги. И неудивительно: ведь, по словам мессианского “раввина”,
в синагоге занимаются колдовством и черной магией, могут наслать порчу
или болезнь, превратить в зомби и мало ли что еще.
Думаете я это все сочиняю? Как бы не так!
Вот фрагмент из письма, написанного мессианским “раввином” Авнером Боски
(в 1995 году сменившим ушедшего на повышение Джонатана Берниса на посту
руководителя Петербургского мессианского центра) одной из прихожанок этой
общины: “Держитесь подальше от синагоги. Ни в коем случае не ходите туда:
раввин Певзнер общается со злыми духами, и с их помощью хочет подчинить
Вас своему влиянию. Вступать в любые контакты с этим раввином и с другими
людьми из синагоги – это все равно, что плясать казачок на минном поле”.
Ну как, впечатляет? А вот фрагмент из другого письма того же самого Авнера
Боски: “Концепция “встречи Царицы Субботы” – это не библейская концепция.
Она восходит к учению каббалистов, и поэтому крайне опасна. Зажигать субботние
свечи – это хорошо, но ни в коем случае нельзя при этом три раза обводить
свечи руками: этим жестом приглашают в свой дом бесов...” И такие рассуждения
характерны не только для Авнера Боски. От трех британских миссионеров мне
доводилось слышать в различных вариантах историю о том, как хасиды якобы
“околдовали и превратили в зомби мессианского раввина Чака из лондонского
района Финчли”. На самом деле мессианский раввин просто понял, что он заблуждается,
стал ходить в настоящую, а не в мессианскую синагогу и вскоре уехал в Израиль.
Послушает бедный ассимилированный еврей такие россказни, и действительно
будет синагогу за версту обходить.
Короче, говорит Хаим Абраму: “Во-первых, я
– настоящий еврей, и меня зовут Хаим, а ты Алешка, и никакой ты не еврей!
Во-вторых, за что твои друзья из синагоги с раввином вместе нашего Иешуа
Ха-Машиаха распяли? А в-третьих… Тут Хаим хотел было сказать: “Пошел ты
к черту, морда жидовская!”, потому что в кругу своих людей “мессианские
евреи” тех, кто ходит в настоящую синагогу, и “мордами жидовскими” и еще
всякими нехорошими словами называют. Но это в кругу своих людей, то есть
тех, кто уже совершил водное погружение. А в присутствии “евреев с улицы”
(так цинично называют в некоторых мессианских общинах евреев, которые были
в общине всего несколько раз и не стали еще ее постоянными прихожанами)
такие вещи говорить строго возбраняется, так же, как и обвинения в распятии
Христа, такие слова отпугивают евреев от “мессианского иудаизма”. Хаим
вовремя об этом вспомнил и, собравшись с мыслями, наконец-то сказал: “А
в третьих, мне тебя очень жаль. Если ты не совершишь водное погружение,
ты угодишь прямехонько в ад и будешь вечно гореть в огне. Так что давай,
приятель, скорее погружайся, и тогда ты будешь уже не морда (то есть, простите,
не неспасенным грешником), а возлюбленным моим братом в Иешуа”. Абрам подумал-подумал
и на следующий день попросил Джонатана (или какого-то другого “мессианского
раввина”) “погрузить” его. Хаим был доволен: “Надо же так! Только я сам
успел совершить водное погружение, как уже начал благовествовать другим
евреям! И Джонатан меня похвалил за это. Хорошее начало. Эдак, глядишь,
отправят меня на учебу в Мессианский библейский институт, а там через несколько
лет, глядишь, и я стану “мессианским раввином”. Работа, вроде бы, не пыльная:
только языком болтать”.
Вместо послесловия. Первые “мессианские общины”
появились на территории бывшего СССР в 1993 - 1994 гг. Руководили этими
общинами “добрые дяденьки” из-за бугра (в том числе упомянутый здесь Джонатан
Бернис). В настоящее время на территории бывшего СССР “мессианские общины”
и “еврейские служения” при протестантских церквях исчисляются уже сотнями,
и подавляющие большинство этих “общин” и “служений” возглавляют наши с
вами соотечественники, среди которых, кстати, немало лиц еврейского происхождения.
Неуклонно растет число “мессианских раввинов” и лидеров “еврейских служений”
– выходцев из стран бывшего СССР – в Израиле, в США и в Германии. Так что
наш старый знакомый Хаим (бывший Николай), похоже, неплохо усвоил уроки
дяденек из-за бугра и не забыл про известную поговорку: “Не руби сук, на
котором сидишь”. Зачем обзывать “неспасенных” евреев “мордами жидовскими”
и обвинять их во всяческих преступлениях? Лучше уж быть с ними поласковее
и уговаривать их поскорее креститься: кто знает, может быть, это твои же
потенциальные прихожане? Как известно, каждый “мессианский еврей” обязан
десять процентов от всех своих доходов отдавать в кассу “синагоги”. То
есть чем больше прихожан, тем больше денег. Чем больше денег, тем больше
шансов на то, что, после вычета расходов на аренду помещения и другие нужды
“мессианской синагоги”, кругленькая сумма попадет еще и в карман “мессианского
раввина”.