Портрет А. Л. Каплана работы Г. С. Верейского. 1958.
14 апреля в Еврейской галерее Берлина на Ораниенбургерштрассе
открылась выставка Анатолия Львовича Каплана (1902 – 1980), великого русского
еврейского художника, жизнь и творчество которого неразрывно связаны с
нашим городом.
Приехав из белорусского Рогачева в Петроград
в 1922 году, чтобы поступить учиться в Академию художеств, тогда Свободные
художественно-учебные мастерские (СВОМАС), мастер остался в городе на всю
жизнь, за вычетом трех военных лет, когда он с женой и дочкой был эвакуирован
на северный Урал.
Корни творчества художника уходят в его детство,
в быт и поэзию навсегда ушедшего мира еврейского местечка. В этом удивительно
тесном, семейном, иногда трагичном, иногда смешном мире, который художник
так хорошо знал и так любил, он, казалось, оставался всю свою жизнь. И
тогда, когда родители и родственники Каплана погибли, став жертвами Холокоста,
когда сам этот мир стал лишь воспоминанием детства, в литографиях, рисунках,
керамике Анатолия Львовича Каплана он продолжал жить полной жизнью, такой
торжественно-напряженной и, в то же время, такой теплой и близкой.
А. Каплан. Иллюстрация
к “Заколдованному портному” Шолом-Алейхема.
Многие годы своей жизни художник работал в Ленинградской
экспериментальной литографской мастерской. Здесь он делал свои замечательные,
богатые и глубокие по тону, завораживающие зрителя литографии. Здесь он
вошел в круг художников, друзей и коллег по творчеству. Именно Анатолий
Львович и его коллеги – Юрий Васнецов, Александр Ведерников, Борис Ермолаев,
Герта Неменова создали неповторимую атмосферу мастерской, атмосферу доброжелательности
и уважения к творческой индивидуальности художника.
Так получилось, что у художника сложились
особые отношения с Германией, точнее, с ГДР, где были изданы монографии
о его творчестве, а также выходили книги с иллюстрациями Каплана.
Выставка в Еврейской галерее Берлина посвящена
100-летию художника. Ее экспонаты – керамика, литографии, офорты, пастели
– собраны из частных коллекций Германии и США. Выставка вызвала огромный
интерес немецкой общественности. На открытии, а затем на лекции Лии Моисеевны
Стродт, приехавшей из Бостона и предоставившей для выставки работы из своего
собрания, было много народа. Неподдельный интерес и любовь немецкой публики
к работам Каплана сами по себе являются подтверждением симпатий к мастеру
и еврейской культуре, а также чувства ответственности за свою историю.