Выставка А. Л. Каплана.
Сообщение из Берлина.

Портрет А. Л. Каплана 
работы Г. С. Верейского.
1958.
     14 апреля в Еврейской галерее Берлина на Ораниенбургерштрассе открылась выставка Анатолия Львовича Каплана (1902 – 1980), великого русского еврейского художника, жизнь и творчество которого неразрывно связаны с нашим городом.
     Приехав из белорусского Рогачева в Петроград в 1922 году, чтобы поступить учиться в Академию художеств, тогда Свободные художественно-учебные мастерские (СВОМАС), мастер остался в городе на всю жизнь, за вычетом трех военных лет, когда он с женой и дочкой был эвакуирован на северный Урал.
     Корни творчества художника уходят в его детство, в быт и поэзию навсегда ушедшего мира еврейского местечка. В этом удивительно тесном, семейном, иногда трагичном, иногда смешном мире, который художник так хорошо знал и так любил, он, казалось, оставался всю свою жизнь. И тогда, когда родители и родственники Каплана погибли, став жертвами Холокоста, когда сам этот мир стал лишь воспоминанием детства, в литографиях, рисунках, керамике Анатолия Львовича Каплана он продолжал жить полной жизнью, такой торжественно-напряженной и, в то же время, такой теплой и близкой.
 
А. Каплан. Иллюстрация к “Заколдованному
портному” Шолом-Алейхема. 
     Многие годы своей жизни художник работал в Ленинградской экспериментальной литографской мастерской. Здесь он делал свои замечательные, богатые и глубокие по тону, завораживающие зрителя литографии. Здесь он вошел в круг художников, друзей и коллег по творчеству. Именно Анатолий Львович и его коллеги – Юрий Васнецов, Александр Ведерников, Борис Ермолаев, Герта Неменова создали неповторимую атмосферу мастерской, атмосферу доброжелательности и уважения к творческой индивидуальности художника.
     Так получилось, что у художника сложились особые отношения с Германией, точнее, с ГДР, где были изданы монографии о его творчестве, а также выходили книги с иллюстрациями Каплана.
     Выставка в Еврейской галерее Берлина посвящена 100-летию художника. Ее экспонаты – керамика, литографии, офорты, пастели – собраны из частных коллекций Германии и США. Выставка вызвала огромный интерес немецкой общественности. На открытии, а затем на лекции Лии Моисеевны Стродт, приехавшей из Бостона и предоставившей для выставки работы из своего собрания, было много народа. Неподдельный интерес и любовь немецкой публики к работам Каплана сами по себе являются подтверждением симпатий к мастеру и еврейской культуре, а также чувства ответственности за свою историю.
Вадим Бродский
Сайт создан в системе uCoz