В 1941 году, как только началась война, мой отец – Эммануил Генрихович
Казакевич – записался в ополчение. Другого способа попасть в действующую
армию у него не было, так как из-за сильной близорукости у него был так
называемый белый билет – полное освобождение от армейской службы.
Летом 41-го года он и Даниил Данин, впоследствии
известный журналист и один из “главных космополитов” конца 40-х, с которым
они подружились во время недолгого пребывания в ополчении, подали заявления
в школу младших лейтенантов. При прохождении медкомиссии Казакевич взял
у Данина его очки – в них было меньше диоптрий, а так как проверяли не
зрение, а стекла очков, папе удалось благополучно пройти медкомиссию и
попасть в школу младших лейтенантов, а потом – и в действующую армию. Впрочем,
это был не единственный обман за военные годы. На протяжении четырех военных
лет ему пришлось еще дважды прибегать к обману, чтобы попасть в действующую
армию. Например, после очередного ранения и госпиталя его определили на
работу в военную газету во Владимире. Рапорты с просьбой направить опять
в его часть не помогали. Тогда он списался со своим командиром – Захаром
Петровичем Выдриганом, тот прислал к нему человека с документами, не настоящими,
разумеется, с которыми Казакевич с большим риском быть арестованным военным
патрулем добрался до своей части и остался там. Это было очень рискованное
предприятие – время военное. И действительно, когда во Владимире, в армейской
газете, прочли папино прощальное письмо, главный редактор газеты пожаловался
в СМЕРШ на сотрудника, сбежавшего на фронт, и с трудом удалось отстоять
Казакевича, которого хотели судить за дезертирство.
|
Последние два года перед приездом в Москву мы жили в городке Ямполь Сумской области, что на Украине. Там же и застало нас 9 мая – День победы. Помню ликование на площади перед магазином – в некотором роде центре городка, куда сбежалась масса народу. И помню мое безмерное изумление при виде плачущих женщин. На мой вопрос, почему они плачут, мама ответила мне, что у них погибли на войне близкие. Тогда, видимо, впервые в жизни я осознала, что в радостном событии может таиться печаль и вообще не все однозначно в этом мире.Начальнику штаба от капитана Казакевича Э.Г.Ввиду того, что я слеп, как сова,
И на раненых ногах хожу, как гусь,
Я гожусь для войны едва-едва,
А для мирного времени совсем не гожусь.
К тому ж сознаюсь, откровенный и прямой,
Что в военном деле не смыслю ничего.
Прошу отпустить меня домой
Немедленно с получением сего.Эм. Казакевич
|
Николай Лебедев:
До “Звезды” я работал в жанре триллера. И,
честно признаться, не думал, что когда-нибудь возьмусь за военное кино.
Я и фильмы-то военные не смотрел, не любил. Разве что если в них разворачивалась
какая-нибудь пронзительная человеческая история: “Летят журавли”, “Баллада
о солдате”, “А зори здесь тихие”. Это наша отечественная классика, замечательные
картины. И вдруг, сразу после того, как были завершены съемки моего предыдущего
фильма “Поклонник”, неожиданно для себя самого я стал искать сценарий о
войне. Поэтому, когда мне позвонили с “Мосфильма” и предложили перечесть
“Звезду”, очень обрадовался. Хотя повесть помнил смутно. Ее очень любил
мой отец. Она стояла у нас на книжной полке на видном месте. Хорошо помню
форзац книги и маленькую красную звездочку, венчающую название. Перечитывая
“Звезду”, даже еще не закончив чтение, я уже знал, что буду снимать эту
картину. Сделаю все возможное, чтобы получить постановку. Я выделил для
себя сцену, когда трое разведчиков (в фильме их двое) пробираются в кузов
грузовика и едут к немецкой станции. В грузовик садятся эсэсовцы. И мне
вдруг привиделся солнечный зайчик, падающий на лицо молодого разведчика,
и предательское отражение в стекле кабины, которое замечает немец. В повести,
как вы помните, этого солнечного зайчика нет. Но для меня он стал первотолчком
к работе.
Это замечательная повесть и замечательная
литература, щемящая и светлая. Виктор Астафьев, знаменитый наш писатель,
фронтовик, мудрый человек, совсем недавно, незадолго до смерти, сказал
в газетном интервью, что о Великой Отечественной войне у нас написаны тонны
макулатуры и лжи и есть лишь три-четыре книги, которые можно читать сегодня
без стыда, в которых – правда. На первом месте он назвал “Звезду”. И я
с ним согласен. (А я вспомнила слова Луи Арагона о том, что он знает
два произведения о войне – “Севастопольские рассказы” Льва Толстого и “Звезду”
Эммануила Казакевича. - Л. К.)
Идея вновь экранизировать повесть Казакевича
пришла Карену Шахназарову, знаменитому режиссеру, генеральному директору
“Мосфильма”. Но у него самого как у режиссера были другие планы, поэтому
постановку предложили мне. Наверное, это одно из самых больших везений
в моей жизни. Даже странно, что я, при своей огромной любви к старому кино
и при большой “насмотренности” (по одной из профессий я кинокритик), не
видел поставленную в 1949 году “Звезду”. Но это тоже мое везение, потому
что я начинал картину с белого листа, без груза впечатлений о фильме Александра
Иванова (кстати, очень хорошем фильме, я его посмотрел недавно). Но я не
спорил и не состязался с первой экранизацией, а просто снимал свое кино.
Повесть Казакевича, правду сказать, очень
непростой материал для перенесения на экран, она – выдающееся литературное
произведение, но с очень специфической драматургией. Проще говоря, напрямую
ее экранизировать невозможно. Был необходим новый способ пересказа этой
истории. И тут мне повезло еще раз, потому что моим соавтором был Евгений
Григорьев, с большой буквы драматург и с большой буквы человек. Лариса,
Вам, наверное, странно будет узнать, что я очень многое знаю о вашей семье
и вы для меня – как родные. Мы с Григорьевым читали письма и дневники Казакевича,
его переписку с женой, его слова о вас. Мы старались максимально полно
ощутить, каков он был – мир писателя и человека Эммануила Казакевича, что
его волновало и тревожило, что он любил и что ненавидел. И наши отступления
от текста повести – они ведь тоже были обоснованы жизнью и творчеством
Казакевича. Скажем, в “Звезде” нет разведчика Темдекова. Его не было и
в сценарии. А был рядовой Джурабаев. Помните? Это главный персонаж повести
“Двое в степи”. Но найти в Москве актера-казаха оказалось делом сложным,
и тогда на роль был утвержден алтаец Амаду Мамадаков.
Или другой пример: в фильме одним из самых
зрелищных эпизодов является сцена бомбардировки немецкой станции. В повести
о ней лишь упоминается в одном предложении как о чем-то далеком и грозном,
но мы решили вписать эту бомбардировку в сюжет, сделать одной из кульминаций
фильма. И на экране все заполыхало и полетело в воздух.
Но есть и напрямую из книги взятые образы.
Белое мертвое лицо Быкова, омываемое траурным дождем, – это ведь цитата
из Казакевича: “Ливень смыл с окостеневшего лица мальчика следы пыли и
тревог, и оно светилось в темноте”. (Правда, в повести речь шла о Юре Голубовском.)
Вот таким извилистым и интересным путем мы
двигались.
Самое ценное в повести для меня – человеческая,
искренняя интонация рассказа, любовь к персонажам и безмерная тоска по
ним. Мне это очень близко – на войне погибли мой сорокалетний дед и девятнадцатилетний
дядя. Их обоих звали одинаково – Николай Лебедев. Отец назвал меня в их
честь. Он искал их могилы всю жизнь; в середине шестидесятых ездил в Австрию
и исходил все воинские кладбища. Не нашел.
Для меня “Звезда” – память и памятник, реквием
миллионам безвестных героев, закрывших собою нашу страну. Моя личная дань
моим близким и далеким предкам.
Думаю, что для многих, кто имел причастность
к “Звезде”, это тоже очень личный фильм. Для Евгения Александровича Григорьева,
не дожившего до дня премьеры, но прожившего эту историю сердцем, перенесшего
в сценарий трепетность и любовь к повести и к ее героям. Для актеров, которые
действительно душу вложили в своих персонажей, – СОБСТВЕННУЮ ДУШУ. Артем
Семакин – Воробей (в повести – Юра Голубовский), Леша Панин – Мамочкин,
Толя Гущин – Быков, уже упоминавшийся Амаду Мамадаков и, конечно, Игорь
Петренко, сыгравший Травкина. Это была, пожалуй, самая сложная роль в картине
– минимум действия, лишь мощная энергетическая спрессованность. Яркий при
скупом внешнем действии человеческий характер, лучший в повести. Я искал
актера внутренне значительного, умного, сильного и красивого. В том числе
и внешне. Игорь таков и есть. Хороший, глубокий артист. Редкостно порядочный
человек. Он наделил Травкина собственными чертами. Я очень рад, если он
вам понравился. Мне очень дорого ваше мнение об экранном Травкине.
И последнее. Для меня это был очень трудный
фильм. Психологически трудный. Трудный постановочно. И я очень боялся соврать,
принести на экран штампы. Я старался максимально тщательно продумывать
и придумывать каждую сцену, каждый кадр. Над раскадровками и режиссерским
сценарием я ломал голову целый год. Мне хотелось, чтобы прекрасная литература
стала бы такой, знаете, песней на экране. Отсюда полет голоса Травкина
над землей в сцене смерти Воробья. Отсюда поэтический образ гибели Бражникова,
когда земля словно бы опрокидывается и обнимает героя, закрывает его лицо
травой и листьями. Отсюда финальный проход солдат, глядящих прямо в объектив
камеры.
У меня был потрясающий художник Людмила Кусакова,
выстроившая целую разбомбленную деревню, выстроившая станцию и перрон,
где немцы разгружают танки. Кусакова один из лучших кинохудожников в стране,
она работала в фильмах “Анна Каренина” и “Обыкновенное чудо”, “Покровские
ворота” и “Барышня-крестьянка”, “Цареубийца” и “Сто дней после детства”.
Если бы не она, не было бы в фильме этой романтической поэтики, не было
бы дивных цветочных полян рядом со смертельными полями войны, не было бы
красоты на фоне ужаса.
У меня был гениальный композитор Алексей Рыбников,
с которым я мечтал поработать, кажется, всю свою жизнь. Его музыка придала
фильму новое измерение и полетность, пронзительность и светлую печаль.
У меня были замечательные артисты.
Спасибо им и Карену Шахназарову, Вадиму Абдрашитову,
Александру Литвинову.
Я еще не отошел от картины, мне еще трудно
взглянуть на фильм со стороны и в полной мере оценить, что получилось,
а что нет. И какие я совершил ошибки в работе. Но когда я вижу, что люди
плачут, сострадая нашим героям, что зрители разных возрастов и предпочтений
на полтора часа захвачены единым ритмом и единой историей, знаете, в этот
момент я по-настоящему счастлив. И благодарен судьбе за то, что она ниспослала
мне мою “Звезду”.