12-13 Тамуза (в этом году 22-23 июня) еврейский мир отмечает Праздник Освобождения
шестого Любавичского Ребе Рабби Йосефа-Ицхака Шнеерсона.
75 лет назад здесь, на берегах Невы, произошло
событие, имевшее трагическое начало и поистине чудесное завершение. Событие,
во многом предопределившее дальнейшую историю как советского, так и мирового
еврейства. В ночь на 15 Сивана 5687 года (14 июля 1927 года) по доносу
в ГПУ за создание нелегальной системы еврейского религиозного образования
и выполнение мицвы благотворительности был арестован и заключен в Шпалерную
тюрьму Шестой Любавичский Ребе Рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон.
Он стал главой ХАБАДа в 1920 году, когда большевики
решили, что безбожие окончательно утвердились на территории бывшей Российской
империи. Однако в нашем народе всегда есть люди, готовые стоять за Б-га
до конца, и Ребе возглавил борьбу за право быть евреем и соблюдать заповеди
Торы, не считаясь с тем, что думают об этом новые власти.
В 1924 году, уже будучи лидером Любавичского
движения, Ребе переехал в Ленинград и здесь продолжил то, чем занимался
всегда и везде: сохранением, укреплением и развитием еврейской традиции,
подготовкой раввинов, организацией хедеров и ешив. По призыву Ребе в разных
концах страны открылись сотни (!) новых хедеров, но по доносам вскоре почти
все они были закрыты и многие меламеды отправлены в Сибирь, в ссылку.
Люди колебались, ощущая, что настала пора
выбора. Или держаться за еврейство, и тогда – гнет властей, жизнь без прав,
а то и ссылка. Или, избегая риска, жить без Торы, и тогда вслед за изменой
собственной душе придет расплата.
В праздничный день Пурима в 1927 году, на
фарбренгене в квартире у Ребе в Ленинграде, где за столом собралось не
менее сотни человек, Ребе сказал:
– Евреи, мы
вынесли много – ведь в каждом поколении встают, чтобы уничтожить нас, но
Вс-вышний вызволяет нас из их рук и наверняка поможет Он нам и теперь...
Ведь нас, не дай Б-г, хотят отвратить от нашей веры! Вспомните об этом
и начните спасать самих себя, пока еще есть возможность спастись. Устраивайте
хедеры, ходите в синагогу, учите Тору каждый день, идите по тому пути,
по которому евреи всегда идут, и удостоит вас Вс-вышний радоваться своим
сыновьям и внукам...
Вскоре последовал арест, однако пребывание
в тюрьме не сломило этого мужественного человека, на допросах Ребе говорил
об учении хасидизма, о том, что душа человеческая стремится к цельности,
что еврейский народ разносит по всему миру Б-жественный свет. Известно,
что и в тюрьме он не переставал изучать Тору, молиться и исполнять заповеди
о тфилин. Ребе знал, что ядро еврейства – это не фамилия и не язык, и не
борьба с антисемитизмом, и даже не свое собственное государство. Ядро еврейства
– это связь с Творцом и соблюдение Торы, которую Он нам дал.
Следствие было недолгим, длилось всего 19
дней, хотя не удалось добиться от Ребе требуемых признаний в контрреволюционной
деятельности и в получении денег для борьбы с Советской властью. Приговор
был обычный: расстрел, и должен был быть приведен в исполнение в течение
24 часов. Но Ребе сказал: “Вс-вышний поможет!”
И Вера сотворила чудо. Благодаря усилиям друзей,
борьбе мировой общественности за его освобождение и, несомненно, вмешательству
Вс-вышнего, смертный приговор был сначала заменен десятилетней ссылкой
в Соловки, и почти сразу же – трехлетней в Кострому, где 12 Тамуза Ребе
был извещен о полном освобождении.
Весть о том, что Ребе на свободе, быстро разнеслась
по Ленинграду. Как писал он в своих воспоминаниях, “в квартире стало тесно
от пришедших поздравить меня”. За несколько минут до отхода поезда в назначенную
ссылку в Кострому Ребе обратился к провожавшим:
“Мы просим
Вс-вышнего: пусть будет Он, Б-г наш, с нами, так же, как был Он с нашими
отцами, и пусть не оставит и не оттолкнет нас... Не по своей воле оставили
мы Эрец-Исраэль и не в силах наших по простому желанию вернуться обратно.
Отец и Творец наш, благословен Он, отправил нас в галут. Он же нас и выведет
из него, соберет со всех четырех сторон света и поведет гордо во главе
с Машиахом в нашу землю – чтобы это случилось очень, очень скоро, сейчас!
Но должны знать все народы, что лишь тела наши находятся в галуте, под
властью чужих царей, но души наши не отданы в галут и царям неподвластны!
Надо помнить,
что тюрьма и принудительные работы – это страдания временные, а Торы и
заповеди вечны!”
75 лет назад, 15 Сивана, когда за Ребе закрылись
двери тюремной камеры, многим могло показаться, что с нашей Верой и вообще
с еврейской жизнью покончено в России навсегда. Однако история нашего народа
дает многочисленные примеры чудес – к таким относится освобождение Ребе
12 Тамуза. Наша история дает и многочисленные примеры удивительных совпадений,
в которых, без сомнения, также Б-жественная воля. К таким можно отнести,
я думаю, и состоявшееся в тот же самый день 15 Сивана, но 5762 года (2002
г.), посещение президентом США Джорджем Бушем петербургской Большой Хоральной
синагоги. Первое лицо страны, в которой находится самая большая еврейская
диаспора, увидел, что верой, трудами и молитвами тысяч подвижников еврейская
жизнь в России возродилась и успешно развивается. Значит, Ребе победил!
Победила вера в величие и силу еврейской души!