…А В ИТОГЕ ОНИ ВСЕ ПОЮТ
12 мая в зале Театра эстрады им. А. Райкина прошел концерт “Дети с еврейской
улицы”, организованный Еврейским общинным центром Санкт-Петербурга. На
сцене выступили три действующих при центре детско-юношеских музыкальных
коллектива: театральная студия “Киндер-йорн” под руководством Л.Борухзон,
ансамбль традиционной музыки “Кле-Земер” под руководством Е.Хаздана и студия
идишского фольклора “Нигун” под руководством А.Георгиевской. И если в первых
двух коллективах некоторые участники уже учатся в консерватории, то в студии
“Нигун” дети в младшей группе еще даже в школу не ходят — впрочем, на качестве
получаемого от выступлений удовольствия это никак не отразилось. В каждом
выступлении была своя прелесть, и каждый из представленных коллективов
достоин отдельного рассказа. Но тема сегодняшнего разговора — студия “Нигун”
и ее руководитель Анастасия Георгиевская.
“Нигун” — особенный коллектив. Все, кто видел выступления детей из этого
ансамбля, несомненно, испытали богатую гамму чувств: от простого умиления
(Ах, какие крохи, а уже поют на идише!) до восхищения (Как поют!!!). Главной
же особенностью этого ансамбля, помимо того, что дети поют на идише, понимая
при этом каждое слово текста и значение его в еврейской традиции, является
еще и то, что в него принимают любого ребенка, и каждый начинает петь.
Как это стало возможно? Кто она, руководитель этого ансамбля? Что привело
ее к идишскому фольклору? Как она работает с детьми? Какие у коллектива
планы на будущее? Все эти и другие вопросы и стали темой беседы с Анастасией
Георгиевской.
Мы встретились незадолго до репетиции в помещении Еврейского общинного
центра на ул. Рубинштейна, д. 3. Милая, энергичная, интересная молодая
женщина сидела передо мной.
Корр.: Анастасия,
расскажите, как музыка стала главным делом Вашей жизни? Почему Вы стали
заниматься музыкой, пением с детьми?
Анастасия Георгиевская:
Сначала я окончила хорошую музыкальную школу (сегодня это — Охтинский центр
гуманитарно-эстетического воспитания), причем фортепианное, а потом и хоровое
отделение, потому что петь любила всегда. Дальше был Педагогический институт
им. Герцена, музыкальный факультет, который и окончила со специализацией
“хоровое дирижирование”. Одновременно с учебой в институте пела в хоре,
которым руководили Елена Геннадьевна Щенникова и Николай Иванович Воробьев.
Люди они были уникальные, настоящие профессионалы, которые учили нас петь
музыку светскую и духовную, западноевропейскую и русскую, любую. А самое
главное — они любили нас всех. Собственно это и повлияло на меня настолько,
что я сама потом занялась преподаванием. Увы, мои преподаватели погибли
в автокатастрофе. Чтобы сохранить уже сделанное ими, мы с подругой решили
сами вести занятия с этим хором. Потом родилась идея создания на базе хора
детской хоровой студии для всех детей, которые хотят учиться петь. Набрали
детей просто “с улицы”. Работали увлеченно. И стало получаться. Мы отдавали
много, и дети отдавали много. И они очень хорошо стали петь. Эти дети уже
выросли, но мы продолжаем дружить.
Корр.:
А как Вы попали в студию идишского фольклора Еврейского общинного центра
Санкт-Петербурга?
А.Г.: В фольклорную
студию Еврейского общинного центра меня однажды пригласила моя коллега
Евгения Владимировна Хаздан. Она считала, что я очень профессионально занимаюсь
вокалом в хоровой области. У нее в студии занимались дети без музыкального
образования, интересующиеся идишским фольклором. Хорошие детки, но что-то
у них не получалось с пением. Это был счастливый случай!
Корр.:
В чем же состоят главные особенности Вашей методики занятий с детьми?
Почему дети у Вас так поют?
А.Г.: Я действительно
серьезно занимаюсь физиологией пения. Использую интересную нетрадиционную
методику, которую разработал Виктор Вадимович Емельянов. К этой методике
обращаются обычно, когда все другое уже перепробовано, а результата нет.
И остается только поверить в чудо. Я опробовала эту методику на себе, когда
у меня еще в музыкальной школе возникли проблемы с голосом. Свои проблемы
я тогда решила. Методика нестандартная, странно звучащая. Очень хороша
для маленьких детей, потому что это игра. Взрослому человеку, у которого
уже сложилось восприятие того, что хорошо, а что плохо, сложнее. Но со
временем и взрослые понимают, что из этих упражнений рождается звук, приносящий
им удовольствие и здоровье. Дети, которые приходят ко мне заниматься, через
некоторое время перестают болеть. Я учу их дышать по-другому, я даю им
упражнения, которые позволяют справляться с кашлем, насморком. Мы эти упражнения
каждый раз повторяем на занятиях. Это чистое подражание звукам природы,
животным, птицам, звуки доречевой коммуникации — вой, крик и т. п. Я учу
детей кричать, не срывая голос при этом. Ребенок может прийти с какими-то
проблемами: абсолютно не интонирующий, гнусавый, говорящий шепотом, без
слуха (по мнению учителей музыкальной школы), зажатый, а в итоге — ОНИ
ВСЕ ПОЮТ. Это интересно, но для меня главное, что это не вредит здоровью,
это помогает детям не болеть.
Корр.: И как
же Вы, профессиональный музыкант, решились связать свою жизнь с народной
музыкой? Что привлекло Вас к идишской народной песне?
А.Г.: Четыре
года тому назад я пришла в студию еврейского фольклора в Еврейский общинный
центр просто посмотреть, мне интересно было, что это такое. И мне очень
понравилась музыка, очень понравились песни. Мы начали работать. Мне интересно
было этим заниматься. Мне очень нравится еврейская музыкальная культура,
ее идишский пласт. Очень красивый язык, которым я тоже занимаюсь здесь,
в Еврейском общинном центре. Для меня самой важной особенностью в еврейской
песне является то, что она дает свободу. Свободу музыкальную, свободу импровизации,
свободу тональную. То, чему не учат нигде, ни в музыкальных школах, ни
в институтах. Там нас учат играть по нотам, дирижировать по нотам, играть
в строго определенных тональностях. А когда начинаешь заниматься устной
традицией и устной культурой, то понимаешь, что эта нотная ограниченность
совершенно не дает полной картины музыкальных красок. Для меня было очень
важно понять, что, занимаясь еврейской народной культурой, я расту как
музыкант.
Корр.: Но идиш?
Зачем современному человеку, нашим детям знать язык прошлого?
А.Г.: Но хорошо
петь, не понимая то, о чем ты поешь, невозможно! Значит надо учить язык.
Да, это непросто. Для начала у ребенка надо вызвать уверенность, что он
может. Представьте, он пришел заниматься и на первых же занятиях уже выучил
три песни (на два слова) на идише! Да еще он узнал какой-то обычай или
традицию, связанную с этой песенкой. Приходит домой и поет. Ребенок счастлив.
Родные счастливы... Естественно, детям каждое слово переводится, иначе
они не могли бы выучить тот репертуар, который они поют. Они уже сейчас
сами переводят, старшие по крайней мере. И малыши улавливают на слух многое.
Главное, на первом этапе, чтобы ребенку было интересно и он хотел ходить
на занятия. Я делаю все возможное для того, чтобы ребенок стремился сюда,
потому что ему здесь хорошо. В изучении идиша и традиции очень помогают
семейные лагеря, которые мы проводим несколько раз в год под названием
“Клезштетл” (“Клезмерское местечко”). В рамках этой программы дети и их
родители выезжают загород, где и те, и другие, вместе и порознь, учат идиш,
изучают еврейскую традицию, знакомятся с народными обычаями, участвуют
в репетициях и обсуждениях, играют и отдыхают. И может быть самое важное
(по признаниям самих участников этой программы) то, что происходит изменение
самоидентификации: я — еврей не только потому, что у меня в паспорте так
написано, но потому, что я понимаю о чем поется в этих песнях, меня волнует
и восхищает их поэтика и мелодика, мне нравится чувствовать себя частью
еврейского народа. Невозможно переоценить значение этой программы для ее
участников. После выездов в лагеря “Клезштетл” многие родители начали посещать
занятия по идишу в Еврейском общинном центре. Дети и их родители расширяют
круг совместного общения, по-новому раскрываются друг для друга. В этих
выездах кроме студии “Нигун” участвуют и дети (и их родители) из ансамбля
“Кле-земер”, театра “Киндер-йорн”, да и просто знакомые, интересующиеся
еврейской песенной и инструментальной традицией. Всем, изъявляющим желание
ехать с нами, мы никогда не отказываем — ведь в результате у нас пополняется
коллектив.
Корр.: Как
часто проходят занятия с детьми?
А.Г.: Занятия
проходят раз в неделю, в воскресенье. Чаще не получается, потому что ходят
к нам нормальные еврейские дети, у которых помимо нашей студии есть еще
и занятия танцами, и языками иностранными, и бассейн, и многое другое.
Со старшими детьми мы занимаемся два раза в неделю. Единственным домашним
заданием для детей является обдумывание и выучивание текстов. Ребенок неделю
думает над тем, что учит, а потом на занятии выкладывает что-то в музыкальном
или в словесном плане — не важно как, но он это свое понимание мне выдает.
Иногда мы спорим, потому что не всегда у меня и у ребенка совпадает видение
и понимание песни. И каждый доказывает свое, и мы пытаемся прийти к компромиссу
и, таким образом, рождается то, что мы потом показываем на сцене. Я даю
детям возможность почувствовать, что они тоже многое могут, многое знают:
и о еврейской культуре, и о музыке. Многие дети из нашей студии легко поступают
в музыкальные школы.
Корр.: Начиная
с какого возраста дети могут заниматься у Вас?
А.Г.: У нас в
младшей группе дети в возрасте от пяти до десяти лет, а в старшей — от
десяти до семнадцати. У старших детей, кроме воскресных хоровых занятий,
есть еще и индивидуальные занятия по вокалу. Дети готовы заниматься столько
угодно, когда им это нравится.
Корр.: Да,
дети много занимаются. А есть ли у них возможность продемонстрировать свои
достижения?
А.Г.: Результаты
занятий дети демонстрируют на концертах (минимум дважды в год), а также
принимая участие в фестивалях и конкурсах (ежегодный Фестиваль еврейской
книги, ежегодный Фестиваль клезмерской музыки “Клезфест в Петербурге” и
др.). Сейчас у нас в ансамбле есть два старших солиста, участвующие вместе
со мной в летней программе “Клезфеста”, на которую преподавать приезжают
известные исполнители еврейской песни и традиционной инструментальной музыки
из США и Англии. “Клезфест” — программа для взрослых исполнителей, но наши
дети, благодаря высокому уровню подготовки, удостаиваются чести и участвуют
в этом вместе с взрослыми. Наши зарубежные гости привозят новые записи,
новый репертуар, объясняют и показывают как традиционно исполняются еврейские
песни. Передача этих тонкостей возможна только непосредственно от мастера
к ученику, “из рук в руки”... Наш солист Митя Гордон, как участник “Клезфеста”,
в прошлом году ездил с концертами в Мурманск и Петрозаводск вместе с такими
яркими певцами, как Ефим Черный, Марина Якубович и Алина Ивах, под руководством
замечательного музыканта Леонида Давидовича Сонца, непременного участника
всех петербургских “Клезфестов”. Я тоже участвовала в той концертной программе...
А в этом году наша солистка Маша Цейтлина ездила в Казань на второй Всероссийский
конкурс исполнителей еврейской песни и танца имени Леонида Сонца. В прошлом
году Л.Сонц сам организовал и провел этот конкурс, а теперь, после его
смерти, казанцы решили продолжить это начинание в память о нем. Маша Цейтлина
привезла из Казани два диплома: лауреатский – второе место среди исполнителей
— и диплом зрительских симпатий. Конечно, это настоящий успех, к которому
мы шли четыре года.
Корр.: Что
Вы сами считаете главным в своей работе с детьми? Что, на Ваш взгляд, отличает
занятия в Вашей студии?
А.Г.: Главное,
я стараюсь дать детям почувствовать, что они что-то могут, только тогда
они хотят заниматься. Это такая радость — занятия с детьми, когда в итоге
что-то получается. Когда к тебе приводят ребенка, которому еще в детском
садике или в школе сказали, что у него нет никаких музыкальных способностей,
и через два-три месяца этот ребенок свободно интонирует, свободно выходит
на концерт и поет соло. Это и есть самая большая радость для меня.
Корр.: А что,
если к Вам в студию родители или бабушки захотят привести своих детей?
Или наши самостоятельные подростки, никогда раньше не занимавшиеся пением,
сами захотят приобщиться к изучению идишского фольклора?
А.Г.: Сейчас
в коллективе 16 участников. Если придут новые дети, это будет очень здорово!
Дети любят удачливых и красивых, уверенных в себе людей. Анастасия Георгиевская вполне отвечает этим требованиям, и дети действительно ее любят, а она их. А в итоге они все поют!