Когда евреи, выйдя из Египта, дошли до Красного
Моря (а сзади их настигал фараон со своим войском), сказал им Моше: “Не
бойтесь! Станьте и смотрите, как Б-г поможет вам сегодня, ибо как видите
вы Египет сегодня, не увидите его больше вовеки. Б-г будет сражаться за
вас, а вы молчите”.
Объясняет Мехилта, что евреи в страшные минуты
разделились на четыре группы, каждой из которых Моше ответил отдельно,
хотя ответы эти и записаны, как слитная речь.
Первым, говорившим: “Бросимся в море!”, Моше
ответил: “Не бойтесь! Станьте и смотрите, как Б-г поможет вам сегодня...”
Другим, требовавшим: “Вернемся в Египет”,
он сказал: “...как видите вы Египет сегодня, не увидите его больше вовеки...”,
то есть, даже если бы мы хотели, вернуться некуда.
Третьим (“Сразимся с ними!”) он сказал: “...Б-г
будет сражаться за вас...”.
Последней же группе, предлагавшей пассивную
позицию ("Возопим ко Вс-вышнему") Моше сказал: “...а вы молчите!”.
Хорошо, он одной длинной фразой отверг предложения
всех четырех "партий" ("отчаявшихся", "пораженцев", "бойцов" и "богомольцев"),
то есть всего народа Израиля. Что не надо делать, он объяснил, а что же
надо? А уж это мы находим в словах Вс-вышнего, обращенных к самому Моше:
“Скажи сынам Израиля, пусть идут вперед”.
Этот необычайно острый и актуальный комментарий
Ребе подвергает глубокому анализу. Мы же коснемся только одного аспекта:
если порочность первого и второго предложения (“Бросимся в море!” и “Вернемся
в Египет”) совершенно очевидна, то предложение “Сразимся с ними!” вызывает
уважение и симпатию, а уж "Возопим ко Вс-вышнему!" и подавно должно было
понравиться религиозному лидеру.
Отвергнуть слова "бойцов" все же проще, нежели
призыв к молитве: ведь непонятно, откуда сторонники превентивного удара
взяли свою идею. Вс-вышний их в бой не посылал, с Моше они не советовались.
А значит, их пыл вполне благородный, может идти вразрез с планами Вс-вышнего.
Да и на успешной войне потери несут обе стороны. Победители тоже хоронят.
А ведь все вышедшие из Египта должны были принять Тору и шли к Синаю. Так
что слова Моше (“...Б-г будет сражаться за вас...”) вполне можно понять.
Но вот почему он не принимает столь "ортодоксального"
предложения как "Возопим ко Вс-вышнему", - непонятно. Молитва-то никогда
не помешает!
Да, от еврея действительно требуется, чтоб
он все подчинил Воле Вс-вышнего, но, тем не менее, от еврея ожидается и
действие, не только упование и пассивная молитва.
Поэтому Вс-вышний говорит Моше: “Скажи сынам
Израиля, пусть идут вперед”. Евреи идут к горе Синай. Не аллегорически,
духовно, а вполне физически и деятельно: ножками, ножками!
В современных терминах: когда впереди море,
а сзади египтяне, когда еврей зажат в клещи жизни, он не должен трусливо
убегать от жизни (бросаться в пучину) или от конфликта (назад в теплый
Египет), не может тратить силы на кровопролитные войны, и даже пассивное
упование на Вс-вышнего ему не поможет. Надо идти вперед, все силы на главное
дело, глаза на ориентир, и вперед. И тогда "неожиданно" расступаются воды
моря и дорога к Синаю оказывается не такой далекой, как казалась. Интересно,
что никто из "шишим рибо", из миллионов евреев не догадался поступить именно
так (иначе Мехилта говорила бы о пяти группах)!
Но нам-то, после чтения Мехилты и беседы Ребе
грех об этом не задуматься. Это так просто: без отчаяния, без капитуляции,
без боя, без воздевания очей горе – вперед. Дорогу, говорят, осилит идущий.