И в Израиле, и в сегодняшней России любят употреблять
выражение дор гамидбар “поколение пустыни”. Вот-де, вымрут старики,
испорченные рабством/социализмом/сионизмом (нужное подчеркнуть, недостающее
вписать) и тогда молодое поколение, свободное от тяжелого наследия, сделает
все путем.
Так, да не совсем так: наши мудрецы называют
старшее поколение, обреченное на смерть в пустыне, “поколением света”,
а их детей, которым было суждено войти в землю обетованную, “поколением
тьмы”.
Почему же люди, которых мы готовы поспешно
охаять, приписав им рабскую психологию, связаны в нашей традиции со светом?
Ответ очевиден: они удостоились Синайского откровения, единственного в
истории человечества мгновения, когда Вс-вышний говорил не с отдельными
людьми (пророками), но с целым народом.
Лавина света, обрушившаяся с вершины Синая,
сделала их новыми людьми. И это отнюдь не аллегория: мудрецы сравнивают
это поколение с Адамом, первым человеком.
Все они словно были сотворены заново, и, подобно
Адаму, были подвергнуты испытанию.
Но если Адам был испытан запретом (“только
от древа познания добра и зла не ешь...”), то от поколения пустыни требовалось
активное действие: завоевание земли Израиля.
Адам не выдержал испытания, выпавшего на его
долю. Поколение пустыни не избежало той же участи.
Но если ошибка Адама, вкусившего от запретного
плода, кажется нам по-человечески понятной (“запретный плод сладок”), то
поведение поколения пустыни ставит комментаторов Торы в тупик.
В самом деле, огненный столб ведет народ вперед,
Б-г зримо идет с ними, идет впереди их стана, – чего же они могут бояться?!
Рамбан в своем комментарии Торы утверждает,
что неверно объяснять это страхом перед опасностями и препятствиями. Все
куда сложнее и, в то же время, вполне знакомо каждому из нас: они боялись
потерять свободу! Народу был предложен путь служения, но люди предпочли
жить для себя, увидели в исторической миссии лишь оковы и обузу.
Вс-вышний во второй раз (первый – сотворение
Адама) пытается направить человека к идеалу. Но люди движимы духом противоречия
(“жестоковыйностью”), отказываются подчиниться. Даже вчерашние рабы не
хотят принять чужую волю, даже если это – воля Вс-вышнего, выведшего их
из дома рабства. Это ужасно! Но наши мудрецы говорят, что и грехи прошлых
поколений могут научить нас многому полезному. Поколение пустыни было осуждено
на смерть в пути к земле, текущей молоком и медом. Но не только о непокорности
человеческой рассказывает нам здесь Тора, но и о великом стремлении к свободе,
заложенной в сердце каждого. Свобода выбора связана, разумеется, с ответственностью.
Но без этой свободы “нет различия между человеком и скотиной”. Если мы
не дерзаем перечить – мы перестаем быть “образом и подобием” Вс-вышнего,
перестаем быть людьми.
Род человеческий, подобно поколению пустыни,
бредет окольными путями, спотыкаясь в потемках, тратя порой сорок лет на
путь в несколько дней. Хорошо бы сократить скитания и избежать ошибок.
Но ведь и дитя учится ходить, набивая шишки.
Поколение, родившееся в пустыне, с боем вошло
в землю Израиля. Вс-вышний был с ними, но выбор они сделали сами. Их отцы
были ослеплены великим светом, они же сами видели мало чудес и воевали,
пахали и сеяли, не ожидая даров и знамений.
Нет в этой истории плохого поколения и хорошего,
жизнь вообще плохо выглядит на черно-белых фотографиях, жизнь любит цвета,
оттенки, полутона.
Поколение рабов, поколение бунтарей, еще не
распробовавших свободу, но уже решившихся перечить Творцу, было избрано
принять Тору – для себя и для нас с вами, и детей наших до конца дней.
Поколение, родившееся в песках, не зная недавнего
рабства отцов, не зная оседлой жизни будущих детей своих, нашло в себе
силы обрести родину и дом – для себя и для нас с вами, и детей наших до
конца дней.