ДВА ПОКОЛЕНИЯ

     И в Израиле, и в сегодняшней России любят употреблять выражение дор гамидбар “поколение пустыни”. Вот-де, вымрут старики, испорченные рабством/социализмом/сионизмом (нужное подчеркнуть, недостающее вписать) и тогда молодое поколение, свободное от тяжелого наследия, сделает все путем.
     Так, да не совсем так: наши мудрецы называют старшее поколение, обреченное на смерть в пустыне, “поколением света”, а их детей, которым было суждено войти в землю обетованную, “поколением тьмы”.
     Почему же люди, которых мы готовы поспешно охаять, приписав им рабскую психологию, связаны в нашей традиции со светом? Ответ очевиден: они удостоились Синайского откровения, единственного в истории человечества мгновения, когда Вс-вышний говорил не с отдельными людьми (пророками), но с целым народом.
     Лавина света, обрушившаяся с вершины Синая, сделала их новыми людьми. И это отнюдь не аллегория: мудрецы сравнивают это поколение с Адамом, первым человеком.
     Все они словно были сотворены заново, и, подобно Адаму, были подвергнуты испытанию.
     Но если Адам был испытан запретом (“только от древа познания добра и зла не ешь...”), то от поколения пустыни требовалось активное действие: завоевание земли Израиля.
     Адам не выдержал испытания, выпавшего на его долю. Поколение пустыни не избежало той же участи.
     Но если ошибка Адама, вкусившего от запретного плода, кажется нам по-человечески понятной (“запретный плод сладок”), то поведение поколения пустыни ставит комментаторов Торы в тупик.
     В самом деле, огненный столб ведет народ вперед, Б-г зримо идет с ними, идет впереди их стана, – чего же они могут бояться?!
     Рамбан в своем комментарии Торы утверждает, что неверно объяснять это страхом перед опасностями и препятствиями. Все куда сложнее и, в то же время, вполне знакомо каждому из нас: они боялись потерять свободу! Народу был предложен путь служения, но люди предпочли жить для себя, увидели в исторической миссии лишь оковы и обузу.
     Вс-вышний во второй раз (первый – сотворение Адама) пытается направить человека к идеалу. Но люди движимы духом противоречия (“жестоковыйностью”), отказываются подчиниться. Даже вчерашние рабы не хотят принять чужую волю, даже если это – воля Вс-вышнего, выведшего их из дома рабства. Это ужасно! Но наши мудрецы говорят, что и грехи прошлых поколений могут научить нас многому полезному. Поколение пустыни было осуждено на смерть в пути к земле, текущей молоком и медом. Но не только о непокорности человеческой рассказывает нам здесь Тора, но и о великом стремлении к свободе, заложенной в сердце каждого. Свобода выбора связана, разумеется, с ответственностью. Но без этой свободы “нет различия между человеком и скотиной”. Если мы не дерзаем перечить – мы перестаем быть “образом и подобием” Вс-вышнего, перестаем быть людьми.
     Род человеческий, подобно поколению пустыни, бредет окольными путями, спотыкаясь в потемках, тратя порой сорок лет на путь в несколько дней. Хорошо бы сократить скитания и избежать ошибок. Но ведь и дитя учится ходить, набивая шишки.
     Поколение, родившееся в пустыне, с боем вошло в землю Израиля. Вс-вышний был с ними, но выбор они сделали сами. Их отцы были ослеплены великим светом, они же сами видели мало чудес и воевали, пахали и сеяли, не ожидая даров и знамений.
     Нет в этой истории плохого поколения и хорошего, жизнь вообще плохо выглядит на черно-белых фотографиях, жизнь любит цвета, оттенки, полутона.
     Поколение рабов, поколение бунтарей, еще не распробовавших свободу, но уже решившихся перечить Творцу, было избрано принять Тору – для себя и для нас с вами, и детей наших до конца дней.
     Поколение, родившееся в песках, не зная недавнего рабства отцов, не зная оседлой жизни будущих детей своих, нашло в себе силы обрести родину и дом – для себя и для нас с вами, и детей наших до конца дней.

А.ФЕЙГИН
Сайт создан в системе uCoz