Нехорошо быть занудой, но для начала позвольте
напомнить полученные нами в 1998 году во всероссийском репрезентативном
опросе данные: 40% школьников знают, что “в 30-40-е годы в Европе происходили
массовые убийства евреев германскими нацистами во всех оккупированных странах”.
Впрочем, про геноцид армян не знает никто, а о коллективизации, массовых
депортациях и лагерях знают тоже менее половины. Так что антисемитизм здесь
не причем, а причем советская школа, представлявшая историю, как историю
восстаний угнетенных классов против угнетателей, ну и так далее — сами,
небось, в ней учились, все знаете.
То, что людям, как говорят, “по большому счету”
полезно знать историю, мне кажется очевидным. И если не нашлось у России
достаточно разумности, чтобы научить школьников истории России, пусть скажет
великая страна спасибо авторам этой книги за их энтузиазм, и низко поклонится,
сами понимаете, чьей памяти. В конце концов, если всей истории научить
нет силенок, научим хоть какой-то части. Впрочем, думаю, что не скажет,
не поклонится и даже не использует ее тираж, хотя он по нынешним временам
не мал — 25 тысяч: больше, чем на половину школ России хватило бы. И понятно,
почему не использует: представьте, каким мужеством должен обладать учитель,
чтобы выйти с “этим” к классу. Я уж не говорю о бесконечных формальных
и неформальных согласованиях.
Подозреваю, впрочем, что авторам двигала в
первую очередь не абстрактная любовь к России, а конкретные мотивы, гораздо
более понятные. Желание противостоять антисемитизму, и мысль — что прочитают,
содрогнутся, устыдятся... Так вот, совсем я не уверен, что знание этих
страниц истории улучшает отношение к нам. Если можно было уничтожать тогда,
то почему нельзя сейчас? Если дали уничтожить тогда, то почему не дадут
сейчас? И вообще... не довели дело до конца. Представьте себе простого
россиянина, который призывает “мочить америкосов” и бомбить Чечню (один
такой со мной работает, так что материал для наблюдения имею). Смягчит
он свое отношение к чеченцам, если рассказать ему кое-что из истории страны?
Не факт. Скорее скажет: “Мало им Сталин дал... надо бы вообще...” Так что
простите мне пессимизм, но — сами понимаете, что по поводу эффективности
этого мероприятия думаю. Буду счастлив ошибиться.
Теперь покончим с философией и поговорим о книге.
Прежде всего: много по-видимому педагогически правильных приемов. Использование
цитат из школьных сочинений. Использование вопросов, словарей, большого
количества изобразительных материалов, попыток вызвать читателей на со-размышление,
какое-то примеривание на себя.
С другой стороны, о некоторых важных вещах
сказано невнятно, кое-где авторы переоценивают, как мне кажется, словарный
запас школьников. Некоторые пикантные вопросы авторам пришлось обойти —
например, об отношении партизан на оккупированных территориях к евреям,
о бессмертной идее “умиротворения” агрессора. Не вполне ясно говорится
об информированности лидеров стран мира об истреблении евреев, о истории
“Черной книги” и ЕАК. Общее впечатление — авторы старались не раздражать,
“не задевать зря”.
Но мы понимаем, за что, может быть, платили
авторы этими недоговорениями. За гриф “Допущено Департаментом образовательных
программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской
Федерации”. А это дорого стоит — потому что героический учитель, который
осмелится говорить об этом с классом, теперь хоть в какой-то мере имеет
право...