Около десяти тысяч израильских граждан проживают
сегодня за тюремными заборами. Арабские граждане страны составляют около
половины населения зоны. Мы имеем в виду уголовников, про которых поведется
рассказ. Террористов в расчет не берем.
Подавляющее большинство сидящих израильтян
составляют выходцы из восточных стран, а особенно из Марокко. Русскоязычные
заключенные составляют обычно на зоне 10-15%. Меньше своего удела среди
населения в целом, но больше – в сравнении с остальными ашкеназскими евреями.
Согласно имеющейся статистике около 30% израильтян
соблюдают сегодня основные заповеди Торы. Эта часть населения представлена
в тюрьмах вовсе хило. Но встречаются за решеткой вполне обрядоверные люди,
осужденные за финансовые ухищрения, неуплату алиментов и даже – психопаты-извращенцы.
К последней категории относятся единицы, но молва о них расходится широкоразливно.
Особую группу составляют политические заключенные-евреи, отбывающие сроки
за выступления против существующего режима или за акции возмездия против
арабов. Все они выделяются ревностным соблюдением законов Торы.
Опыт израильской системы наказания мало отличается
от других. Более 60% осужденных в Израиле возвращаются в тюрьмы после освобождения.
Попытки привить им культурные или трудовые навыки отступают перед воздействием
привычной уголовной среды.
На фоне общего фиаско в потугах исправления
преступников выгодно выделяется деятельность религиозных организаций. Сперва
нехотя, а затем с пониманием тюремная система пошла на создание четырех
отделений, где заключенные, обязующиеся вести религиозный образ жизни,
проводят целые дни на уроках Торы. Сегодня более трехсот осужденных живут
в зоне без телевизоров, где от них требуется не только соблюдение Субботы
и других законов, но и многочасовое ежедневное изучение текстов. Результаты
такой системы реабилитации оправдали себя. Почти никто из прошедших через
нее не вернулся в тюрьму. Религиозные организации помогают осужденным после
освобождения найти работу и продолжать изучение Торы. Успех их распространяется
на относительно небольшое количество людей среди общей массы сидящих, но
зато охваченная ими публика действительно меняет образ жизни.
Будучи осужденным на два с половиной года
за причастность к осквернению памятника террористу Эль-Касаму и поджог
пропалестинской организации посредством недоносительства на совершившего
эти правонарушения знакомого, я причисляюсь к политическим заключенным.
Точнее у всех у нас написано в графе рода статьи “по линии безопасности”,
то есть не по уголовной линии. Однако поместили меня в тюрьму строгого
режима “Хадарим”, где сижу с уголовниками и являюсь единственным политическим.
Согласно их тюремным порядкам каждый осужденный
должен работать. Я же сразу отказался наотрез, сославшись на права политического
заключенного. Властям это не понравилось, но мы нашли компромисс. В нашем
отделении есть выделенная под синагогу комната, где желающие могут справлять
свои религиозные нужды. Я разместил там привезенную с собой маленькую библиотеку
из двухсот книг, состоящих преимущественно из классики иудаизма и тайноведения,
и обязался давать уроки всем желающим. Меня оставили в покое.
Признаюсь, первые недели я тешил себя мыслью,
что среди восьмидесяти обитателей нашего заведения найдется несколько радетелей
религиозных и философских текстов. Сперва они заходили ко мне с любопытством,
присаживались и просили что-то поучить. Я брался за толкование псалмов,
вещал им про духовное устройство мира, но все обычно сводилось к двум основным
темам их жизни. Либо кому заклинание какое хотелось перед слушанием апелляции
в Верховном суде, либо девицу свою строптивую приворотить. Попытки объяснить
им, что занимаюсь не колдовством, а изучением духовных основ мира понимания
не встретили. Перестали захаживать ко мне соседи-осужденные.
Только по субботам, когда работы в отряде
нет, продолжали некоторые навещать меня, дурея от безделья. Наигравшись
в нарды, наслушавшись гнусавой восточной музыки и насмотревшись боевиков
по телевидению, приходят они от скуки. По должности открываю книгу и читаю
что-то из Библии. Долго слушать не могут. Вопросами одолевают: “А что в
Торе про динозавров говорят?” – значит, фильм про динозавров смотрели.
Или: “А правда, что в Торе про взрыв в торговом центре написано?” Бывает,
книгу возьмут и минуточку почитают, но сразу откладывают из-за неусваиваемости
и многозначительно изрекают: “Это балаган”. Так и говорят на своем полуиврите
– “балаган”. То есть нечто трансцендентное.
По вечерам в будни десяток из них приходит
на молитву. Это и отдушина, и надежда на вознаграждение. Абстрактная вера
в Создателя присуща восточным людям в целом, а нашим уголовникам – в частности.
Правда, в нашем отделении она настолько трансцендентна, что на быт ее носителей
никак не распространяется.
По субботам они и утром собираются. Тогда
с воли раввин к нам приходит и читает по свитку Торы еженедельную главу.
Слушают и даже встают во время молитвы. А засим все обычное: нарды, телевизор
и разговоры на странном наречии. Их говор нельзя назвать ивритом или Священным
Языком. Количество арабских инфернальных и сленговых слов существенно превосходит
число используемых с ошибками библейских корней.
На восемьдесят человек, треть из коих составляют
арабы, приходится всегда два или три серьезно относящихся к обрядности.
Бывало, приводили интеллигентных людей, но те всегда на совсем короткие
сроки.
Самым большим успехом в моей религиозной просветительской
деятельности стал украинский парень Сашка Степаненко. Его истинно одолевали
глубинные вопросы веры. Последние пару месяцев своего пребывания он ежедневно
заходил ко мне. Вот и вышло, что в тюрьме веру обрел, без формы ясной пока
и без обрядов каких-либо, но веру живую.
Тюремные власти разрешили сидеть мне в комнате
с книгами с семи утра до одиннадцати вечера. Выходит, в камере провожу
не более восьми часов в день. Очень помогает использование затычек для
ушей. Они существенно способствовали моему написанию непростого богословского
труда на псалмы Давида.
Однако в одиночной камере творческий и духовный
КПД еще выше. Там тебя совсем никто не отвлекает. В таких условиях я находился
всего два месяца, когда был под следствием. А тут вот слабость проявил
и согласился на общую зону, где свободный доступ к платному телефону, чего
нет в одиночке.
Рассказывают про сидящих в одиночке по делу
убийства Рабина Игаля Амира, его брата Хагая и Дрора Адани, что те за шесть
с половиной лет одиночки не только всю библейскую и талмудическую классику
одолели, но и в тайноведении продвинулись до невиданных высот. А Игаль
Амир и русскую классику успел освоить.
Вот и думаю я, не стоило ли настоять на одиночке?
Завел было с начальством разговор, но мне резко ответили, что сразу надо
было просить, а то вот сидеть мне осталось всего девять месяцев, поэтому
менять ничего не будут. Девять месяцев, говорят, – это совсем немного.
Я и сам так думаю. Успею ли еще одну книгу написать?