Россия начала европеизацию с другого конца. Можно назвать это европеизацией
наоборот. Массовая фашизация берет свое начало, как и в европейских странах,
с нетерпимого отношения к иммигрантам или просто инородцам. Маленькая манифестация
в скромном подмосковном городке Красноармейске в защиту бандитов, избивших
армян, — первый по-настоящему опасный сигнал. Один плакат на Киевском шоссе
с надписью “Смерть жидам!” уже клонируется по всей России. Случай в поселении
с характерным названием Красноармейск будет воспроизведен еще десятки раз.
У манифестантов не было экономических требований.
В этом смысле ситуация в России стабилизировалась, если не считать яростного
сопротивления жилищно-коммунальной реформе и протестов против отключения
электричества за неуплату. Их пафос сводится к простой, как монтировка
погромщика, логике: Россия — для русских. Это уже не маргинальное явление.
С этого начинается массовый фашизм. Допрыгались...
Фашизм — страшное слово. Но он начинается
с быта. Демократия разбилась о быт. Он начинается с мелкой бюргерской зависти
к тем, кто приехал и вдруг начал работать, что-то продавать, с мелкого
недовольства другим языком, акцентом, формой носа, цветом волос. Это не
специфически русское свойство — опыт Европы последних как минимум десяти
лет тому яркое подтверждение. Призыв “Смерть жидам!” в этом смысле носит
планетарный характер и направлен против любых инородцев с иным фенотипом,
а не исключительно против евреев.
По большому счету фашизация коренится не только
в по-настоящему ставшей глобальной из-за локальных войн и неурядиц проблеме
иммиграции. Давно доказано, что преступность как некое целое не имеет национального
лица и гражданами “титульной” нации совершается не меньше преступлений,
чем лицами “кавказской” (турецкой, пакистанской, бангладешской, еврейской
— нужное подчеркнуть) национальности. Рынок труда проседает, если нарисовать
его модель без участия иммигрантов — это характерно и для Германии, и для
России, и для Казахстана. Грубо говоря, приезжают иммигранты и начинают
работать, возить, строить, продавать.
Значит, дело не собственно в феномене иммиграции,
а в миграции более мобильной и энергичной, чем местная рабочая сила, а
в отсутствии культуры толерантности среднего обывателя, будь он житель
швейцарского кантона или города Красноармейска.
Другой вопрос, что земной шар вместе с глобализацией
завоевывает культура United Colors of Benetton, внутри которой дети разных
народов по-плакатному радостно пожинают плоды терпимости, смешанных браков,
мультикультурализма и говорят сразу на нескольких языках. Глобальная культура
легче прививается, если народ глобально конкурентоспособен — делает что-то
лучше других. С этим у россиян пока проблемы. И вообще у нас, если не брать
в расчет столицы, преобладает культура маленького поселения, где каждый
приезжий воспринимается как чужак, а значит — как враг.
Случай в Красноармейске может стать модельным
еще и с той точки зрения, что жутковатое по своей мотивации недовольство
поселян и поселянок покрывается, чтобы не сказать — приветствуется, местной
властью. Оно и понятно: любой мэр маленького городка — член местного сообщества,
и кому, как не ему, ходатайствовать перед областной прокуратурой об изменении
меры пресечения трем погромщикам. Городской голова полагает, что в выступлениях
местных граждан нет шовинизма. Конечно, нет — ведь они недовольны приезжими.
Но в жилах приезжих, по странному совпадению, течет другая кровь, и у них
другая форма носа. А так — какой же это шовинизм. Так, фигня, зачаточный
фашизм...
За граждан дальнего зарубежья с другим цветом
кожи и прочими антропологическими нюансами есть кому заступиться: это пыталось
сделать иностранное дипломатическое сообщество. За граждан ближнего зарубежья
и за просто местных армян, грузин и т.д. заступиться уже некому. Никакой
закон о борьбе с экстремизмом здесь не поможет: как раньше не использовали
старое законодательство о разжигании межнациональной розни, так и теперь
не будут применять новый закон. Для этого соответствующей уже правовой
культурой должны обладать правоохранители, а ее у них нет.
Так что ждите вместо увядающих коммунистов
фашистов, вместо протестного голосования по экономическим мотивам — активной
электоральной позиции борцов с инородцами. На мой взгляд, время для борьбы
с массовой фашизацией уже упущено.