Будучи молодым врачом, я часто посещал на дому
тяжело больных пациентов, в частности, пожилых евреев, которые любили беседовать
со мной на нашем мамэ-лошн. Зная о том, что я любитель синагогальной литургии,
они с гордостью рассказывали мне о том, какие известные канторы выступали
в свое время в белоцерковской большой хоральной синагоге. Например, такие,
как Гершон Сирота, Иоселе Розенблат, Зейделе Ровнер и другие. Как и мой
дорогой тесть Марк Самуилович Прицкер, эти люди поведали мне, как они,
будучи детьми, слушали всемирно известного кантора (хазна), нашего земляка
Пинхаса Минковского и как с любовью называли его Пиней и Пинеле.
Тесть рассказывал, что, будучи уже всемирно
известным, он время от времени приезжал в Белую Церковь повидаться со своими
родителями и заодно выступить перед земляками. Так вот, на его пение в
местную синагогу съезжалось множество евреев из близлежащих городов и местечек:
Сквира, Васильков, Фастов, Ставище, Тараща, Рокитное и др., чтобы наладиться
звуками музыки и той эмоциональностью, с которой П.Минковский пел. На глазах
слушателей наворачивались слезы.
Кем же был Пинхас Минковский?
Он родился в городе Белая Церковь в 1859 году в семье кантора Мордехая
Минковского, который являлся потомком известного И.Т.Геллера, также хазна.
До 13 лет П.Минковский учился в хедере и бет-мидраше,
где изучал религиозную литературу. Далее поступил в знаменитую белоцерковскую
Талмуд-Тору, а светским предметам обучался у частных преподавателей.
Искусству кантора Пиня начал обучаться у своего
отца, который к тому времени считался уже известным специалистом в области
синагогальной музыки. Пиня был очень способным мальчиком, и к 16 годам
получил должность кантора белоцерковской большой хоральной синагоги. Считалось
большой честью быть хазном в святой белоцерковской еврейской общине (еврейское
население города тогда уже составляло около 30 тыс. чел.).
Свое дальнейшее мастерство Пинхас совершенствовал
у известного кантора Н.Спивака и у Н.Блюменталя в Одессе. Образование П.Минковский
завершил в Вене, где окончил среднюю школу и изучил теорию композиции в
консерватории у Р.Фукса. Затем был приглашен в Кишинев, где с 1877 по 1880
годы служил кантором. После Кишинева были Херсон и Львово (Херсонская губерния).
Слава о нем, как об исполнителе, все больше
и больше распространялась, и в 1881 году он получил должность хазна в Одессе,
но спустя год уехал по приглашению в Нью-Йорк, где до 1887 года пел в известной
синагоге “Ада-Иешурун”. Затем успешно гастролировал с концертами канторского
пения в Вене, Париже, Лионе и других крупных городах мира. Везде его радушно
принимали, залы всегда были переполнены, публика с трудом доставала билеты
на его концерты.
По приглашению одесской еврейской общины П.Минковский
вернулся в Одессу, и в 1902–1922 гг. был главным кантором знаменитой Одесской
Бродской хоральной синагоги. Пользовался большой любовью и популярностью
у одесского еврейского общества. Был избран Председателем Одесского общества
еврейской музыки Ха-Замир и любителей иврита Ховевей Сфат Эвер. С 1917
года стал профессором еврейской музыки и общей истории музыки в одесской
еврейской консерватории. Очень сдружился с нашим национальным поэтом Хаимом-Нахманом
Бяликом, который был влюблен в пение П.Минковского. Он же входил и в круг
еврейских интеллектуалов, возглавляемый X.-Н.Бяликом.
Мой тесть, помнивший П.Минковского в детские
годы, рассказывал, что он обладал лирико-драматургическим тенором. Его
исполнение всегда отличалось душевностью и эмоциональностью. Во время его
пения люди были буквально очарованы, их гипнотизировало его прекрасное
исполнение. Стены пели вместе с ним. И все это было под сводами белоцерковской
большой хоральной синагоги в периоды, когда П.Минковский приезжал к своим
родителям.
Известно, что как теоретик канторского пения,
Пинхас Минковский проповедовал сохранение традиционных мелодий и стиля
хазанов старшего поколения, но требовал от них профессионального владения
голосом, концертности исполнения, но не виртуозности, рассчитанной на внешний
эффект. Допуская участие в синагогальной службе хора и органа (это являлось
нововведением), П.Минковский отвергал другие нововведения типа исполнения
христианских литургических мелодий.
Кроме пения в синагоге и концертной деятельности,
Пинхас Минковский публиковал свои статьи на идише, иврите, русском и немецком
языках, а также книги по актуальным проблемам еврейской литургической музыки,
в том числе, о стиле канторского пения, о музыкальном языке и ладах и т.п.
Пинхас Минковский создал новую композицию
на субботние и праздничные молитвы, речитативы и гимны. Наиболее популярной
и известной стала субботняя молитва “Шаббат ха-Малка” (“Царица суббота”)
на слова X.-Н.Бялика.
Он также писал песни для школьников. Его двенадцать
песен (соло, дуэты, трио) в сопровождении фортепиано изданы отдельными
сборниками в Варшаве в 1903 году.
В 1922 году П.Минковский эмигрировал через
Францию в США, где с невиданным успехом выступал с концертами, а также
был хазном. Еврейская пресса Америки очень много писала о его канторской
и музыкальной деятельности.
Он скончался в 1924 году в г. Бостон, а похоронен
— в Филадельфии.
Наш город Белая Церковь может гордиться своим
всемирно известным земляком Пинхасом Минковским — знаменитым кантором,
композитором и теоретиком канторского пения.
Я и поныне вспоминаю, как мои пациенты и тесть
с восхищением рассказывали о его пении в белоцерковской синагоге, которое
оставило в их душах неизгладимый след. Мне хочется, чтобы молодое поколение
канторов и еврейских музыкантов, которое любит и ценит еврейскую синагогальную
музыку, продолжало в своем творчестве святое дело, начатое когда-то великим
Пинхасом Минковским.